ЗЕЛЕНОЕ ВИНО
    

     Литературный Академгородок шестидесятых

     
   Составители: Г. Прашкевич, Т. Янушевич   

     Литературная жизнь знаменитого новосибирского Академгородка начала 60-х годов прошлого века впервые представлена столь разнообразными материалами: стихами, прозой, публицистикой. Авторы (математик Владимир Бойков, геохимик Алексей Птицын, физики Владимир Захаров и Владимир Свиньин, геофизики Лидия Киселева, Татьяна Янушевич и Владимир Горбенко и Валерий Щеглов) питомцы и воспитанники Академ-городка давно переросли свои узкопрофессиональные рамки: они известны, они издаются, они, без сомнения, внесли и продолжают вносить свой вклад в отечественную литературу. Их взгляд на пространство русской речи необычен и привлекателен, а песня Владимира Горбенко «Зеленое вино» непременно звучит на встречах старых друзей. Уверен, любой читатель, открывший эту книгу, ощутит запах живой жизни, живой истории.

     Все авторы сборника – люди, несомненно, одаренные и порядочные. О том свидетельствует не только академическая и творческая карьера каждого, но и та трепетная и достойная подражания дружба-любовь, которую сумели они, конечно же, амбициозные (иначе не бывает и быть не может) ученые и литераторы сохранить в течение полувека. Я даже думаю, что эта-то их дружба-любовь и есть, в сущности, главная тема сборника, за рамками которого осталось, к сожалению, множество других интересных вещей, как-то: сколько-нибудь подробный рассказ очевидцев, стоявших у истоков новосибирского Академгородка самого (если вообще не единственного) светлого пятна в суровой и сумрачной истории нашего города, мемуары о пути наверх каждого (или хотя бы некоторых) из соавторов книжки, хотя бы беглый очерк той литературной эпохи, когда все они начинали...
     Во всяком случае, я, давно зная о готовящемся сборнике "Зеленое вино", именно это и надеялся в нем прочесть, а не только выборки из многостраничных томов "Поэтической библиотеки", выходивших в издательстве "Свиньин и сыновья" годом-другим ранее.
     С другой стороны, новый сборник представляет читателю юношеское стихотворчество Алексея Птицына, Валерия Щеглова и Владимира Горбенко
авторов, отдельными томами не изданных. Последнему из названных, кстати, сборник обязан своим заглавием, а дружеский круг студенческим гимном, откуда и потекло зеленое вино. В общем-то, все это, пусть и не слишком подробно, я бы сказал, клипообразно, в фирменном его стиле, изложено Г.М. Прашкевичем в ностальгическом предисловии, вероятно, для "очерченного круга знакомств" вполне достаточном, а вот для сколько-нибудь широкого читателя, тем более для читателя, тех былинных уже теперь 60-х не захватившего, никак нет. Отсюда, а равно из последующего, несколько, на мой взгляд, хаотичного подбора материалов, где стихи 60-х сменяются вдруг статьями, написанными в 90-е и позднее, отсюда, вероятно, и мое читательское ощущение не столько шальной творческой молодости участников и составителей книги, пришедшейся на эпоху дружной краткой оттепели в стране, а ныне сохраняющейся больше в горячих их сердцах, нежели в слабеющей памяти, сколько некоего капустника, междусобойчика для посвященных, каковой, что греха таить, от века присущ всем провинциальным советским литературным объединениям. Как книга "Зелёное вино" и есть рукотворный памятник провинциальному литературному объединению не более, но и не менее того. Повторюсь: я ждал от сборника иного.
     Однако же не всё в этом томе – стихи, есть и отменная проза, есть те упомянутые выше статьи, что формально вроде бы выпирают из контекста книжки, а на деле весьма обогащают того самого рядового читателя, для которого должна же предназначаться какая-то немалая часть тиража, составляющего пять сотен экземпляров. Меня эти статьи точно обогатили. Первая из них, написанная В.Е. Захаровым, называется "Пространство как предмет поэзии и науки" и, слава Богу, о поэзии-то в ней говорится меньше всего. Автор
физик мирового уровня, отменно, как следует из этого текста, владеющий публицистическим пером, слишком умен и опытен, чтобы не лазать понапрасну через забор, отгораживающий от народа литературоведческую делянку. Зато Владимир Захаров много и интересно говорит о космосе безжизненном и безжалостном, в безмерной пустыне которого теплится, быть может, единственный, огонек жизни земной разум. А на самой Земле таким живым костерком для автора является поэзия. Вся статья, таким образом, есть не что иное, как очаровательная метафора, из которой опытной рукой старого мастера раскручивается большая научно-популярная поэма в прозе.
     Отличную пару захаровской статье составляет статья Владимира Свиньина
не лирическая, а ироничная, посвященная античному богу Гермесу и всему с ним связанному от фаллических столбов и семиструнных подруг до герменевтики и мистики-трисмегистики. Тренированный, наблюдательный, насмешливый ум автора тут, что называется, пирует на просторе многовековой истории культуры и щедро одаривает читателя наблюдениями ума, не задерживаясь при этом на поэтических горестных заметах. Умение составлять и систематизировать, присущее творческой личности Владимира Свиньина, здесь, как мне кажется, достигает высшей точки. Даже завидно!..
   
    
Распопин В. Н.  http://raspopin.den-za-dnem.ru/index_b.php?text=360

     Читайте отрывок из книги в нашем
«Читальном зале»

  
  « назад, на стр. "Наши книги 1"