|
ЗЕЛЕНОЕ ВИНО
Литературный Академгородок шестидесятых
Составители:
Г. Прашкевич,
Т. Янушевич
Литературная жизнь знаменитого
новосибирского Академгородка начала 60-х годов прошлого века впервые
представлена столь разнообразными материалами: стихами, прозой,
публицистикой. Авторы (математик Владимир Бойков, геохимик Алексей
Птицын, физики Владимир Захаров и Владимир Свиньин, геофизики Лидия
Киселева, Татьяна Янушевич и Владимир Горбенко и Валерий Щеглов)
–
питомцы и воспитанники Академ-городка
–
давно переросли свои узкопрофессиональные рамки: они известны, они
издаются, они, без сомнения, внесли и продолжают вносить свой вклад в
отечественную литературу. Их взгляд на пространство русской речи
необычен и привлекателен, а песня Владимира
Горбенко «Зеленое вино» непременно звучит на встречах старых друзей.
Уверен, любой читатель, открывший эту книгу, ощутит запах живой жизни,
живой истории.
Все авторы сборника – люди, несомненно, одаренные и порядочные. О том свидетельствует не только академическая и творческая карьера каждого,
но и та трепетная и достойная подражания дружба-любовь, которую сумели они, конечно же, амбициозные (иначе не бывает и быть не может)
ученые и литераторы сохранить в течение полувека. Я даже думаю, что эта-то их дружба-любовь и есть, в сущности, главная тема сборника,
за рамками которого осталось, к сожалению, множество других интересных вещей, как-то: сколько-нибудь подробный рассказ очевидцев,
стоявших у истоков новосибирского Академгородка
– самого (если вообще не единственного) светлого пятна в суровой и сумрачной истории нашего города,
мемуары о пути наверх каждого (или хотя бы некоторых) из соавторов книжки, хотя бы беглый очерк той литературной эпохи, когда все они начинали...
Во всяком случае, я, давно зная о готовящемся сборнике "Зеленое вино", именно это и надеялся в нем прочесть, а не только выборки из многостраничных томов
"Поэтической библиотеки", выходивших в издательстве "Свиньин и сыновья" годом-другим ранее.
С другой стороны, новый сборник представляет читателю юношеское
стихотворчество Алексея Птицына, Валерия Щеглова и Владимира Горбенко
– авторов, отдельными томами не изданных. Последнему из названных, кстати,
сборник обязан своим заглавием, а дружеский круг
– студенческим гимном, откуда и потекло зеленое вино.
В общем-то, все это, пусть и не слишком подробно, я бы сказал, клипообразно, в фирменном его стиле, изложено Г.М. Прашкевичем
–
в ностальгическом предисловии,
вероятно, для "очерченного круга знакомств" вполне достаточном, а вот для сколько-нибудь широкого читателя, тем более
– для читателя,
тех былинных уже теперь 60-х не захватившего,
– никак нет. Отсюда, а равно из последующего, несколько, на мой взгляд, хаотичного подбора материалов,
где стихи 60-х сменяются вдруг статьями, написанными в 90-е и позднее, отсюда, вероятно, и мое читательское ощущение не столько шальной творческой молодости участников
и составителей книги, пришедшейся на эпоху дружной краткой оттепели в стране, а ныне сохраняющейся больше в горячих их сердцах, нежели в слабеющей памяти,
сколько некоего капустника, междусобойчика для посвященных, каковой, что греха таить, от века присущ всем провинциальным советским литературным объединениям.
Как книга "Зелёное вино" и есть рукотворный памятник провинциальному литературному объединению
– не более, но и не менее того. Повторюсь: я ждал от сборника иного.
Однако же не всё в этом томе – стихи, есть и отменная проза, есть те упомянутые выше статьи, что формально вроде бы выпирают из контекста книжки, а на деле весьма
обогащают того самого рядового читателя, для которого должна же предназначаться какая-то немалая часть тиража, составляющего пять сотен экземпляров.
Меня эти статьи точно обогатили. Первая из них, написанная В.Е. Захаровым, называется "Пространство как предмет поэзии и науки" и, слава Богу,
о поэзии-то в ней говорится меньше всего. Автор
– физик мирового уровня, отменно, как следует из этого текста, владеющий публицистическим пером, слишком умен и опытен,
чтобы не лазать понапрасну через забор, отгораживающий от народа литературоведческую делянку. Зато Владимир Захаров много и интересно говорит о космосе
– безжизненном и безжалостном, в безмерной пустыне которого теплится, быть может, единственный, огонек жизни
– земной разум.
А на самой Земле таким живым костерком для автора является поэзия. Вся статья, таким образом, есть не что иное, как очаровательная метафора,
из которой опытной рукой старого мастера раскручивается большая научно-популярная поэма в прозе.
Отличную пару захаровской статье составляет статья Владимира Свиньина
– не лирическая, а ироничная,– посвященная античному богу Гермесу и всему с ним связанному
– от фаллических столбов и семиструнных подруг до герменевтики и мистики-трисмегистики. Тренированный, наблюдательный, насмешливый ум автора тут, что называется,
пирует на просторе многовековой истории культуры и щедро одаривает читателя наблюдениями ума, не задерживаясь при этом на поэтических горестных заметах.
Умение составлять и систематизировать, присущее творческой личности Владимира Свиньина, здесь, как мне кажется, достигает высшей точки. Даже завидно!..
Распопин В. Н. http://raspopin.den-za-dnem.ru/index_b.php?text=360
Читайте отрывок из книги в нашем
«Читальном
зале»
« назад, на стр.
"Наши книги 1" |
|
|
|
|