Геннадий ПРАШКЕВИЧ
 
  АДСКОЕ ПЛАМЯ

    Фантастика – удивительный жанр. Описывая события, физически в текущее время абсолютно невозможные, фантастика умудряется, тем не менее, каким-то непонятным образом соответствовать запросам «текущего момента». Поэтому размышления автора о собранной, но не вышедшей антологии советской фантастики (1917–1957) приводит к размышлениям о советской истории вообще. В книге «Адское пламя» широко цитируются свидетельства таких известных творцов советской фантастики, как Абрам Палей, Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие, Леонид Платов и многих других. Каждый фантаст старается вывести свою, особенную формулу жанра. Геннадий Прашкевич тоже вывел такую формулу:
Фантастика – это мир, в котором нам хотелось бы жить, в котором мы никогда жить не будем, и в котором, как ни странно, живем постоянно. 


В 1934 году в издательстве «Биомедгиз» вышла удивительная монография В. К. Грегори «Эволюция лица от рыбы до человека». На прелестной вклейке, как ветка диковинного дерева, простиралась кривая с изображениями странных морд, приведших в итоге к человеческому лицу:

– тупая девонская акула,

– бессмысленная ганоидная рыба,

– нижнекаменноугольный эогиринус,

– пермская сеймурия, весьма лукавая на вид,

– триасовый иктидопсис,

– меловой опоссум,

– лемуровидный примат пропитекус,

– современная обезьяна Старого света,

– питекантроп, обезьяночеловек с Явы, замечательно описанный в повести Н. Н. Пла­вильщикова, и, наконец, римский атлет – привлекательный малый с несколько ироничным выражением на поджатых губах.
       Наверное, он догадывался, что под него подкапываются.

      Наверное, он догадывался, что в СССР (по крайней мере, в советской фантастике)
вот-вот выведут Нового человека, лик которого воссияет над всем этим звериным рядом. Наверное, он догадывался, что партийные вожди гигантской империи всерьез озабочены выведением такого человека. Догадывался, догадывался, что скоро не он, а Новый человек замкнет долгую и не прямую ветвь эволюции!

«Где вы видели прогресс без шока, без горечи, без унижения? Без тех, кто уходит далеко вперед, и тех, кто остается позади? Шесть НТР, две технологические контрреволюции, два кризиса… Поневоле начнешь эволюционировать…» (А. и Б. Стругацкие)

Эволюция, к счастью, не зависела от партийных вождей.

Лик человеческий, истинное человеческое лицо формировалось, к счастью, не А. Ждановым и не М. Сусловым, и даже не теми фантастами, которые мечтали о самоскидывающихся штанах…

        Эх, Булгаков, если бы ты что-нибудь понимал!

        Это своего рода «заметки на полях» русской фантастики двадцатого века, описание ее специфики, далекое от спокойного исследовательского тона, но ехидное и полемичное.
    Обзор. «Книжное обозрение»

       Автор приводит редкие цитаты, извлекает чудные факты, делится парадоксальными соображениями. Траектория его мысли не просто нелинейна и прихотлива, она выписывает мертвые петли и отбивает рефрены.
        «Эх, Булгаков, если бы ты что-нибудь понимал!» — на самом деле это цитата из повести Чаянова, но  Г. М. Прашкевич не единожды повторяет в книге эту фразу, вкладывая в нее свое, выстраданное...
    Валерий Иванченко. «Книжная витрина»

       
Благодаря таким неугомонным персонажам, как Геннадий Прашкевич, в сферу интересов которых попадают совершенно неожиданные предметы и явления, новые литературно-художественные приёмы, разработанные в соседнем «гетто», могут попасть в багаж писателя. Реалисты начинают сочинять фантастику, фантасты – изъясняться при случае пятистопным ямбом…
    Василий Владимирский.
http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/

 

« назад, на стр. "Наши книги 2" 
« назад на главную страницу