Елена Каракина
Елена Каракина родилась, выросла и живет в Одессе. Закончила филфак
ОГУ. С 1982г. служит в Одесском литературном музее, где проделала
головокружительную карьеру, пройдя по всем ступеням музейных должностей от
коменданта до ученого секретаря. С 1995 по 2005 еженедельно писала полосу для
одной из двух одесских еврейских газет, не считая прочих статей публиковавшихся
в газетах и журналах Одессы, Москвы, Киева, Берлина. Автор книг «Дом с ангелом»,
Од.,2001 об Одесском детском медико-реабилитационном центре, путеводителя
«Прогулки по Одессе», Киев, 2003, соавтор альбома «Рассказы о музее», Од.,2000.
Верит в добрых фей, поэтому до сих пор считает Одессу лучшим городом Земли, а
Литературный музей – лучшим местом Одессы.
См. далее книгу Е.
Каракиной «По следам Юго-запада»
«Юго-Запад»
– это Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Илья Ильф и Евгений Петров,
Валентин Катаев, Юрий Олеша. Объединяет их Южная Пальмира – Одесса –
место рождения. Экспонаты этого города-музея автор представляет в
типично одесском разговорном жанре, не обременяющем наукообразностью.
Последние двадцать с чем-то
лет Елена Каракина работает в Одесском литературном музее. Как и
подобает экскурсоводу, она не сразу «ведет в главный зал». В начале
«маршрута» нас ждет знакомство с местными писателями рубежа 19-20 веков
– «одесским Горьким» Семеном Юшкевичем и участниками «Литературки»
(«Литературно-артистическое общество» Одессы) Петром
Пильским и Семеном
Кессельманом, предтечами и пророками «Юго-Запада».
В числе прочего, к их заслугам следует отнести и то, что они впервые
определили «одесский тип»: «русский марселец,
легкомысленный хвастун, лентяй, весь внешний,
великолепный лгун, задорный шутник». Классикам «Юго-Запада»
оставалось только «олитературить» этот тип, прославить на всю страну,
сменив прописку с одесской на московскую.
Раньше середины 20-х годов сделать это было невозможно. Пример Владимира
Жаботинского, несостоявшегося гения, говорит об этом достаточно ясно: он
не стал знаменитым, потому что «собственноручно запер себя в доме
сионизма», о чем весьма сожалел тот же Александр Куприн.
«Главный зал», то
есть главы о «Юго-Западе», начинается с
Эдуарда Багрицкого. Он и имя группе писателей дал, и сам был тем еще
«типом». Каракина даже называет его «исчадием ада». Вор, доносчик,
капризный эгоист, правда, «бесконечно любимый» абсолютно всеми. Легко
поверить, что эта смесь аморальности и выдающегося таланта и есть
главное качество
юго-западника.
Это же раскрывается на примере Юрия Олеши –
скандалиста, пьяницы, завсегдатая ресторана
«Националь». «Изгой в миру», он был «королем в
литературе». Автор не скрывает того, что «юго-западник
»
интересен ей больше как личность. И уже как режиссер, она распределяет
амплуа: Багрицкий – Арлекин, Олеша – Пьеро...
Катаеву досталась роль «шикарного бандита», который после 1960 года
писал только «скандально» и исключительно «сенсационно»: один
«возмутительный» «Алмазный мой венец» чего стоит. О Бабеле и
говорить нечего: именно он, по мнению Караки-ной,
создал «самого знаменитого из персонажей одесской школы» – налетчика
Беню Крика. Да и творчество вообще, делает
вывод автор, сродни уголовке. Оно напоминает
«мафиозную семью – вступить в него трудно,
уйти живым – невозможно».
Не зря говорят, что
афористика – фирменный знак «Юго-Запада»,
и автор в этой фразе вполне конгениальна героям своей книги. Включая
Илью Ильфа, которому достается роль «принца», а Остапу
Бендеру – еще одному почетному
юго-западнику
(ему, как живому, посвящается отдельная глава) – роль выразителя
одесского менталитета. А главная особенность одесской прозы, по
Каракиной, – «засилье отрицательных главных героев».
Отрицательные герои преобладали и
среди самих юго-западников:
«злобно мстительная» Вера Инбер, «мастер поэтического доноса» Семен
Кирсанов... Но это уже последние «залы» книги-музея Елены Каракиной
(далее следуют главы о Льве Славине, Сергее
Бондарине, Константине Паустовском, и здесь уже скорее торопишься
на выход). Под занавес автор вдруг осчастливит нас встречей с Михаилом
Жванецким, которого, несмотря на миниатюрность и разговорность прозы,
она представляет продолжателем славного дела «Юго-Запада»
– скорее всего, потому, что автору трудно расстаться с героями своей
книги, поставить крест на «юго-западной» традиции в литературе. Ведь,
несмотря на червоточинку в жизни каждого
юго-западника, вместе они осуществили
мечту о вечном празднике в литературе. И об Одессе как «рае на земле».
Владимир
Яранцев
Книжное обозрение №18 (232)
|