|
Владимир ЗАХАРОВ
ВЕСЬ МИР - ПРОВИНЦИЯ
…Когда двадцатилетним студентом Владимир
Захаров начинал работу поэта, его встретил мир прекрасный и радостный,
где любят друг друга однорукие башенные краны, где по тротуарам, запорошенным снежком, «гуляют кошки босиком» и «смеется тихим радостным смешком»
некто, «разодетый в рыбий пух». У лета есть «душа – девочка», совсем маленькая, в трусиках и панаме, а кусок солнца разлегся на полу и дремлет,
как большая сытая собака.
Однако в этом мире не все благополучно. И башенные
краны утром, когда «глаза продерут законы», вынуждены делать вид,
что едва знакомы. Из окон и с балконов падает ложь, а некто, чья работа
печальней работы врачей, вынужден эту ложь собирать. И в личной библиотеке
Господа Бога в картотеке стоят по алфавиту «души убийц и поэтов,
мучеников и прохвостов, души рабов и вождей», и равнодушный Бог
выбирает, «зевая, душу поинтересней, пока расторопный ангел ужин ему
подает». И очень этот Бог похож на советского чиновника, и не сладка
жизнь теней, и «существованье гордо ходит у моста», – впрочем,
«несуществованье тоже ходит у моста», и несуществованьем оказываются
дым, облака, мерцанье и, среди прочего, государственное зданье и
всенародное собранье. И понятно становится из контекста ранних стихов
Владимира Захарова грустное озарение, обращенное к другу юности, тоже в
будущем академику, математику
Ю. Манину:
Мы, прикованные к формулам,
Распятые на исписанных листах бумаги,
Неожиданно понимаем,
Что могли бы быть неплохими офицерами
В какой-нибудь старомодной
Справедливой войне.
Среди поэтических нитей, которые протягиваются из ранних стихов в зрелую пору творчества
– и эта светлая ясность души, и привкус горечи первой самооценки:
Нам не даны страдания Христа,
Высокие и чистые обиды,
И мутная агония Иуды
Понятней нам, чем тяжкий груз креста.
Тогда же первая жесткость
взгляда: «Мне все равно, жива ты или нет»
– о любимой. «Как прежде, висит над страной алкогольный туман» – о Родине в стихотворении, где содержится призыв к Парке порвать нити жизни
и взорвать мир кощеев и карликов, распоряжающихся страной. И самоирония на тему «желания славы»:
Хорошо бы при жизни прославиться,
Научиться цениться и нравиться,
Чтобы даже Венеры в мехах
О моих говорили стихах.
И задумчивая печаль самоосознания:
С оголенным осенним пространством
Мы вдвоем постоим – как друзья.
Пусть душа из неведомых странствий
Возвратится на круги своя.
Возвратится, хоть я недостоин
Причащению этих молитв,
В милый дом, что так трудно построен
Из молчаний и внутренних битв.
70-е годы принесли трезвящую ясность души. а Богу, праздники прошли!» – скажет поэт,
но еще полна вера в будущее и в того единственного и могущественного (Господа, Христа, вождя?), кто «явится, кто,
надрывая спину, искоренит раздоры и войну и смерти всех научит не бояться». Надежен круг друзей-грешников, «своевольцев».
«Сибирские маленькие Афины» – новосибирский Академгородок – способствуют богатству духовной жизни. Но они же побуждают думать о карьере и связанных
с нею низких интригах. В изысканном литературном контексте возникают образы прекрасного героя Мильвиона и вымышленной республики Вильмиазор, и
городов Мильвиазора и Мильвиенска, и друга и философа Вальского («И мы с серьезным Вальским, за тридевять земель идем, как два студента, в
зеленый наш Вальдцель»), и отшельника Канта, и явившейся во сне «бабочки, которой приснился Чжуанцзы». Изящно, изысканно, казалось бы
– далеко от реальности. Но вдруг – в рассказе о Вальском – перебив тона и стиля:
Он был рыжебородый,
И честный, и худой,
Рожденный для конфликта
С общественной средой.
Он утонул, купаясь
(История темна),
И трудно в Ленинграде
Живет его жена.
И возникает орвеловский и
кафкианский образ судилища в республике Вильмиазор, где шесть высших судей
«внутренней партии республики»
приговаривают героя к смерти: «А я ведь всех шестерых знаю по
именам!» Герой стоически принимает свою участь:
«Жизнь не праздник,
пирог невелик, трудное дело карьеры нужно спокойно творить, – не скажу вам
ни слова укора».
Реальность и вымысел переплетаются, герои
Гальбуд, Гильбуд, Вальбуд, Вильбуд, Мальбуд и Мильбуд – одновременно и
прокуроры и защитники, и «ракетные мужики», и друзья – поэты и
художники, о которых вполне реально говорит поэт: «Наши лучшие дни
протекли в мастерских».
В ранних стихах Владимира Захарова было
Лето, уподобленное маленькой девочке. Сейчас, в стихах зрелого мастера,
ребенок – это Время. Оно ведет человека в страну вечности,
«снимая
тяжесть всех оков ручонкой детской». Это время расширило пространство
обитания героя до галактики и космоса, а географию его наземного обитания
– до экзотики Амстердама и Пекина, реки Хуанхэ, израильской Бер-Шевы и
солнечной Аризоны. «Поэзия, не поступайся ширью!» – призывает автор
в одном из лучших стихотворений последних лет, «Над картой Европы».
Поэзия Владимира Захарова не поступается ни
ширью, ни правдой.
Читайте
отрывок из книги в нашем
"Читальном зале"
Большой том стихотворений известного
ученого и поэта Владимира Захарова, действительного члена Российской
академии наук, руководителя Института теоретической физики им. Ландау.
Естественно, выход подобной книги сопряжен с некоторым риском, все-таки
слишком много рифмованных (и не только) строчек. Но, может быть, автор
ощущает некое право такого выбора? В конце концов «поэзия есть чувство
собственной правоты», как сказал Мандельштам.
(Читать далее..)
Евгений Чигрин. "Ex Libris"
«
назад, на стр. "Наши книги 1" |
|
|