Вишневский Евгений.
   
   
 ВИЦЕ-РОБЕСПЬЕР

   
    
 Социально-литературное эссе.  

    
 Книга посвящена классику русской литературы Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину. Писателю, вошедшему в когорту великих литераторов XIX века под псевдонимом Николай Щедрин, а затем утвердившемуся там под полу-псевдонимом М. Е. Салтыков-Щедрин. И при этом – вице-губернатору, то есть чиновнику высочайшего ранга, второму лицу в "ключевых российских губерниях" – Рязанской и Тверской – в поте лица своего трудившемуся на ниве государственного блага в наиболее яркий и противоречивый период российской истории: в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века, в период подготовки и осуществления реформы освобождения крестьян от крепостнического рабства в "эпоху конфуза", по его собственному наименованию.
       Каким образом такой незаурядный человек, образованный, умный, искренний, талантливый до гениальности, мог быть одновременно чиновником столь высокого положения, во многом определяющим стабильность тогдашней социальной системы, и язвительнейшим писателем-сатириком – яростным обличителем этой системы? Ведь в течение четырёх лет М. Е. Салтыков фактически был той самой "унтер-офицерской вдовой", которая сама себя непрерывно секла!
       Книга опирается на многочисленные солидные исторические и литературные источники, написана живым языком с массой подробностей из жизни высшего чиновничества и литературного бомонда середины XIX века и, безусловно, представит интерес не только для людей, профессионально занимающихся литературоведением, но и для всех интересующихся литературой и историей России XIX века.

     Литературная работа математика, прозаика, драматурга, теле- и радиоведущего, кулинара и путешественника Евгения Вишневского представляет собой талантливое исследование событий жизни великого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина с 1858 по 1862 год – в период его вице-губернаторства в Рязани и Твери, кои города он и прославил впоследствии своим именем.
     Задавшись целью разгадать тайну личности богатого тверского и ярославского помещика М. Е. Салтыкова (полупсевдоним «Салтыков-Щедрин» появится позднее), успешного начинающего литератора и, вместе с тем, чиновника высокого ранга, ставшего беспощадным обличителем охраняемой им же государственной системы, автор погружает читателя и в административные заботы своего героя, и в среду его обитания, которая формирует, как принято считать, «гения места». Это не только исторический фон, но и тот вещный мир, где происходит повседневная жизнь человека: город с его архитектурой, природный ландшафт, бытовые обстоятельства.
     Кроме используемых в книге исторических фактов, писем, свидетельств современников, фотографий и рисунков, воссоздающих «дух времени», Е. Вишневский включает в повествование пересуды, анекдотические случаи, разноречивые мнения о личности вице-губернатора, прозванного за непримиримость к злоупотреблениям «вице-Робеспьером». Эти свидетельства сохранились в среде обывателей, помещиков и чиновников – прототипов сатирических образов писателя, и были переданы потомкам как семейные предания. Бытовали такие рассказы и среди родственников автора.
     Несмотря на эпохальные перемены и связанные с ними переименования и перекраивания окружающего мира, в провинциальных русских городах, таких как Рязань и Тверь, не забыли старых названий улиц, домов, храмов, дорогих сердцу памятных мест: «Дворец Олега», «Архиерейские палаты», храмы «Входо-Иерусалимский», «Воскресения сгонного» и «Спаса-на-яру», а также «Дом Морозова» на большой Астраханской улице в Рязани, где поселился с молодой женой вице-губернатор М. Е. Салтыков по прибытии к месту службы.
     Следует отметить, что Евгений Вишневский, хотя и живет ныне в Сибири, является коренным рязанцем. Здесь он родился и провел практически безвыездно первые 22 года своей жизни. В его памяти навсегда запечатлелся образ родного города, который он с любовью доносит до своего читателя. Поэтому соотнесение прошлого с настоящим, личностное отношение к событиям, описываемым в книге, являются ключевыми приемами повествования. В «авторских отступлениях» повествователь приглашает читателя пройтись по тем местам Рязани и Твери, где ходил и он сам, и его герой: «от Солдатской слободы до Соборной площади мимо Дворянского собрания»; вспомнить о великих архитекторах прошлого Якове Бухвостове, Николае Воронихине и Матвее Казакове, украсивших эти города своими творениями; узнать их богатую историю; ощутить незримое присутствие рядом Н. М. Карамзина, В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского и А. Н. Островского. Все это вызывает у человека, взявшего в руки книгу «Вице-Робеспьер», чувство сопричастности своей «малой родине», пробуждает национальную генетическую память, утверждает неразрывную связь «почвы и судьбы», поскольку при создании Е. В. Вишневским творческого портрета гениального русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина краеведческий мотив стал одним из главных.

С.н.с. Института филологии СО РАН
Лауреат Государственной премии РФ Рожнова С. П.