|
Вишневский Евгений. ВИЦЕ-РОБЕСПЬЕР Социально-литературное эссе. Книга посвящена классику русской литературы Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину. Писателю, вошедшему в когорту великих литераторов XIX века под псевдонимом Николай Щедрин, а затем утвердившемуся там под полу-псевдонимом М. Е. Салтыков-Щедрин. И при этом – вице-губернатору, то есть чиновнику высочайшего ранга, второму лицу в "ключевых российских губерниях" – Рязанской и Тверской – в поте лица своего трудившемуся на ниве государственного блага в наиболее яркий и противоречивый период российской истории: в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века, в период подготовки и осуществления реформы освобождения крестьян от крепостнического рабства – в "эпоху конфуза", по его собственному наименованию. Книга опирается на многочисленные солидные исторические и литературные источники, написана живым языком с массой подробностей из жизни высшего чиновничества и литературного бомонда середины XIX века и, безусловно, представит интерес не только для людей, профессионально занимающихся литературоведением, но и для всех интересующихся литературой и историей России XIX века. Литературная работа математика, прозаика, драматурга, теле- и радиоведущего, кулинара и путешественника Евгения Вишневского представляет собой талантливое исследование событий жизни великого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина с 1858 по 1862 год – в период его вице-губернаторства в Рязани и Твери, кои города он и прославил впоследствии своим именем. Задавшись целью разгадать тайну личности богатого тверского и ярославского помещика М. Е. Салтыкова (полупсевдоним «Салтыков-Щедрин» появится позднее), успешного начинающего литератора и, вместе с тем, чиновника высокого ранга, ставшего беспощадным обличителем охраняемой им же государственной системы, автор погружает читателя и в административные заботы своего героя, и в среду его обитания, которая формирует, как принято считать, «гения места». Это не только исторический фон, но и тот вещный мир, где происходит повседневная жизнь человека: город с его архитектурой, природный ландшафт, бытовые обстоятельства. Кроме используемых в книге исторических фактов, писем, свидетельств современников, фотографий и рисунков, воссоздающих «дух времени», Е. Вишневский включает в повествование пересуды, анекдотические случаи, разноречивые мнения о личности вице-губернатора, прозванного за непримиримость к злоупотреблениям «вице-Робеспьером». Эти свидетельства сохранились в среде обывателей, помещиков и чиновников – прототипов сатирических образов писателя, и были переданы потомкам как семейные предания. Бытовали такие рассказы и среди родственников автора. Несмотря на эпохальные перемены и связанные с ними переименования и перекраивания окружающего мира, в провинциальных русских городах, таких как Рязань и Тверь, не забыли старых названий улиц, домов, храмов, дорогих сердцу памятных мест: «Дворец Олега», «Архиерейские палаты», храмы «Входо-Иерусалимский», «Воскресения сгонного» и «Спаса-на-яру», а также «Дом Морозова» на большой Астраханской улице в Рязани, где поселился с молодой женой вице-губернатор М. Е. Салтыков по прибытии к месту службы. Следует отметить, что Евгений Вишневский, хотя и живет ныне в Сибири, является коренным рязанцем. Здесь он родился и провел практически безвыездно первые 22 года своей жизни. В его памяти навсегда запечатлелся образ родного города, который он с любовью доносит до своего читателя. Поэтому соотнесение прошлого с настоящим, личностное отношение к событиям, описываемым в книге, являются ключевыми приемами повествования. В «авторских отступлениях» повествователь приглашает читателя пройтись по тем местам Рязани и Твери, где ходил и он сам, и его герой: «от Солдатской слободы до Соборной площади мимо Дворянского собрания»; вспомнить о великих архитекторах прошлого Якове Бухвостове, Николае Воронихине и Матвее Казакове, украсивших эти города своими творениями; узнать их богатую историю; ощутить незримое присутствие рядом Н. М. Карамзина, В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского и А. Н. Островского. Все это вызывает у человека, взявшего в руки книгу «Вице-Робеспьер», чувство сопричастности своей «малой родине», пробуждает национальную генетическую память, утверждает неразрывную связь «почвы и судьбы», поскольку при создании Е. В. Вишневским творческого портрета гениального русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина краеведческий мотив стал одним из главных. С.н.с. Института филологии СО РАН
|