Вадим СУХОВЕРХОВ
   
   СЛОВА БРОШЕННЫЕ НА ВЕТЕР
     

     Иронизмы – книжка необычного жанра. Автор не писал ее. Вадим Суховерхов, известный своим острословием, произносил эти слова походя, между делом, не придавая им особого значения. Все, что вы прочтете, записали за ним другие. Это не плод долгих раздумий, а прекрасные экспромты, которые собраны и теперь издаются поклонниками таланта автора. К сожалению, далеко не все поймано на лету. Ну что ж, будем прислушиваться!

   Вадим СУХОВЕРХОВ   
   
   ВСТРЕЧИ С САМИМ СОБОЙ
   

 
   Вадим Суховерхов известен как режиссер, сатирик, составитель и ведущий филармонических музыкальных программ, знаток ретро и джазовой музыки.
     В новой книге «Встречи с самим собой» собраны остроумные фразы, реплики и замечания по поводу нашей непростой жизни. Читателю здесь предоставляется также возможность увидеть фотографии из архива автора, оригинально подтверждающие текст. Те, кто помнит первую книжку, узнают отдельные иронизмы из неё, взятые в качестве эпиграфов к каждому разделу.


    Вадим СУХОВЕРХОВ   
  
   СЛОВО ЗА СЛОВО
     

     Чем отличается смешное от несмешного, не объяснит ни один учёный, да и науки «юморологии» или там «смеховедения» не существует. Разнообразие форм юмора не имеет границ. Смешное можно увидеть, услышать, прочитать или просто вспомнить. Самым мощным «генератором юмора» является, несомненно, язык, наша с вами речь. Вадим Суховерхов на своём веку много шутил в своих спектаклях и концертах, со сцены и с экрана. Но вот уже в третий раз он выбирает для своей публики определённую юмористическую форму. Новая книжка, как и предыдущие, состоит из отдельных фраз. Чаще всего их называют афоризмами, иногда «мыслями вслух», Ежи Лец назвал свои фразы «непричёсанными мыслями», Вадим Суховерхов придумал свой термин – «юморизмы».


    Вадим СУХОВЕРХОВ   
  
   ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД
     

     Подсматривать и подслушивать нехорошо. Это знает каждый ребенок. Если не знает, то как только он начнет это делать, ему тут же объяснят. Другое дело – наблюдать, подмечать, прислушиваться. Это глаголы совершенно положительные, и многие люди, которые умели ими пользоваться, достигли славы и успехов.
     Автор этой небольшой книжки, Вадим Иванович Суховерхов – человек наблюдательный. Он, например, подметил, что часто какая-нибудь сказанная кем-то совершенно серьезно фраза при легком передергивании становится смешной или, по крайней мере, забавной. А иногда и без всякого передергивания. Порой люди скажут, напишут, сочинят такое (с серьезным тоже видом), что прямо вставляй в раздел «нарочно не придумаешь».
     Кто же эти люди? Конечно же, это не вы. Помните, как у Маяковского: «Это не про тебя, а про твоего знакомого». А есть ли такие среди ваших знакомых – это уж как повезет. Вадиму Ивановичу вот повезло. Он много чего в таком роде услышал, записал, собрал и – представил вашему вниманию.
     Да, еще: друг Вадима Ивановича, художник Сергей Мосиенко – тоже не лишен наблюдательности. Но объектом его внимания в этой книжке был сам Вадим Иванович. И он заметил в нем много такого, чего тот, возможно, и сам о себе не знал. Но таковы уж художники.
          
     В нашей жизни много веселого и смешного. Но есть в ней и такое, по поводу чего можно грустить и даже огорчаться. А еще можно иронизировать. Перефразируя Сэмюэля Джонстона, можно сказать, что ирония – это последнее прибежище оптимистов. И автор книги, и художник – безусловные оптимисты. Ирония – их фирменный стиль. Хочется надеяться, что и у читателя этой книги после знакомства с ней оптимизма не убавится.


    Вадим СУХОВЕРХОВ  
 
    О РАЗНОМ В ПЯТЬ СТРОК
 

     Кто из читателей не знает Козьму Пруткова, этого столпа благонамеренности и глубокомыслия середины XIX века? Не лишенный литературного таланта, сей персонаж имел обыкновение высказываться по всем вопросам современной ему действительности и давать полезные советы окружающим. Широкая популярность его афоризмов дожила до наших дней. Но интересно, что за 150 лет, прошедших со времени «кончины» Председателя пробирной палаты, у Козьмы Пруткова почти не нашлось подражателей. Такое упущение не могло пройти мимо внимания Вадима Суховерхова, известного новосибирского сценариста и юмориста.
     В очередной своей книжке он знакомит читателей с изобретенным им персонажем, которого зовут Лимерик. Настоящее это его имя или псевдоним – не вполне ясно, точно не известно также, как оно правильно произносится – Лимерик, Лимрик или Лимерк, он отзывается на все три варианта. Важно то, что это абсолютно добропорядочный член нашего общества, очень внимательный и неравнодушный ко всему, что вокруг происходило и происходит, к тому же словоохотливый. Вот этому самому Лимерику автор и дал возможность высказаться по любым вопросам окружающей жизни, относительно любых событий и явлений в политике, экономике, культуре, досуге и спорте. Но с одним условием: каждый комментарий по какому-либо конкретному поводу должен уложиться в пять строк, да еще определенным образом срифмованных (формула aabba). Тем самым словоохотливость нашего персонажа ограничена определенными литературными рамками.
     Продвинутый читатель, возможно, спросит: уж не тот ли это Лимерик, чьи предки проживали в одноименном небольшом ирландском городке и чьим любимым развлечением было сочинение вот таких вот пятистрочных стишков, совершенно бессмысленных по содержанию? Не исключено, но и не доказано. Во всяком случае, наш Лимерик с творчеством Эдварда Лира знаком меньше, чем с произведениями Козьмы Пруткова. Но откуда же тогда тяга к пятистрочию?
     Выяснилось, что автору еще давно, в пору театральной молодости, приходилось сочинять веселые и абсурдные частушки, которые по форме были вполне идентичны ирландским лимерикам, например:
 
           Мэри ела бутерброд
           И смотрела в огород.
           Вдруг подумала она –
           В огороде бузина,
           Дядька ж в Киеве живет!


     Вадим СУХОВЕРХОВ  
  
    СЛОВА ПРИНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ