|
Дмитрий СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
с древнейших времен по 1925 год
Понемногу издаются в России важнейшие труды литературоведов
эмиграции. Вышла достойным тиражом (первое на русском языке издание 2001 года был
напечатано в количестве 600 экз.) одна из главных книг «красного князя» Дмитрия Святополк-Мирского «История русской
литературы». Судьба автора заслуживает отдельной книги.
Породистый аристократ «из Рюриковичей», белый офицер и
убежденный монархист, он в эмиграции вступил в английскую компартию, а
вначале 30-х вернулся в СССР. Жизнь князя-репатрианта в «советском раю» продлилась недолго: в
37-м он был осужден как «враг народа» и сгинул в лагере где-то под Магаданом. Некоторые
его работы уже переизданы в России.
Особенность «Истории русской литературы» в том, что она писалась по-английски
и для англоязычной аудитории. Это внятный, добротный, без цензурных
пропусков курс отечественной словесности. Мирский не только рассказывает о писателях, но и предлагает собственные концепции
развития литпроцесса (связь литературы и русской цивилизации и др.).
Николай Акмейчук
Русская литература, как и сама православная Русь, существует уже более
тысячелетия. Но любознательному российскому читателю, пожелавшему
пообстоятельней познакомиться с историей этой литературы во всей ее
полноте, придется столкнуться с немалыми трудностями. Школьная программа
ограничивается именами классиков, вузовские учебники как правило,
охватывают только отдельные периоды этой истории. Многотомные
академические издания советского периода рассчитаны на специалистов, да
и «призма соцреализма»
дает в них достаточно тенденциозную
картину (с разделением авторов на
прогрессивных и реакционных), ныне уже
мало кому интересную.
Таким образом, в
России до последнего времени не
существовало книг, дающих цельный и
непредвзятый взгляд на указанный
предмет и рассчитанных, вместе с тем, на
массового читателя. Зарубежным
любителям русской литературы повезло
больше. Еще в 20-х годах
XIX
века в Лондоне вышел капитальный труд,
состоящий из двух книг:
«История русской литературы с
древнейших времен до смерти
Достоевского» и «Современная русская
литература», написанный на английском
языке и принадлежащий перу… известного
русского литературоведа князя Дмитрия
Петровича Святополка-Мирского. Под
словом «современная» имелось в виду –
по 1925 год включительно.
Книги эти со
временем разошлись по миру, были
переведены на многие языки, но русский
среди них не значился до 90-х годов
прошлого века. Причиной тому – и
необычная биография автора книги, да и
само ее содержание. Литературоведческих
трудов, дающих сравнительную оценку
стилистики таких литераторов, как В.И.Ленин
и Л.Д.Троцкий, еще недавно у нас
публиковать было не принято, как не
принято было критиковать великого Л.Толстого за «невыносимую абстрактность»
образа Платона Каратаева в «Войне и мире».
И вообще, «честный субъективизм» Д.Мирского (а по выражению Н. Эйдельмана,
это и есть объективность) дает
возможность читателю, с одной стороны,
представить себе все многообразие
жанров, течений и стилей русской
литературы, все богатство имен, а с
другой стороны – охватить это в едином
контексте ее многовековой истории. По
словам зарубежного биографа Мирского Джеральда Смита, «русская литература
предстает на страницах Мирского без
розового флера, со всеми зазубринами и
случайными огрехами, и величия ей от
этого не убавляется, оно лишь прирастает
подлинностью». Там же приводится мнение
об этой книге Владимира Набокова,
известного своей исключительной
скупостью на похвалы, как о
«лучшей истории русской литературы
на любом языке, включая русский». По
мнению многих специалистов, она не
утратила своей ценности и уникальной
свежести по сей день.
Дополнительный
интерес к книге придает судьба ее автора.
Она во многом отражает то, что произошло
с русской литературой после 1925 года.
Потомок древнего княжеского рода,
родившийся в семье видного царского
сановника в 1890 году, он был поэтом-символистом
в период серебряного века,
белогвардейцем во время гражданской
войны, известным литературоведом и
общественным деятелем
послереволюционной русской эмиграции.
Но живя в Англии, он увлекся
социалистическим идеями, вступил в
компартию и в переписку с М.Горьким, и по
призыву последнего в 1932 году вернулся в
Советский Союз. Какое-то время Мирский
был обласкан властями и являлся
желанным гостем тогдашних литературных
и светских «тусовок» в качестве «красного
князя», но после смерти Горького,
разделил участь многих своих коллег,
попав в 1937 году на Колыму, где и умер в 1939.«Когда-нибудь
в будущем, может, даже в его собственной
стране, – писал Джеральд Смит, – найдут
способ почтить память Мирского
достойным образом».
Видимо, такое время
пришло. Лучшим, самым достойным
памятником Д.П.Мирскому служила и
служит его превосходная книга.
Нелли Закусина
Впервые для массового читателя – малоизвестный у нас
(но высоко ценившийся специалистами, в частности, Набоковым) труд Д. П. Святополк-Мирского.
Сергей Костырко. «Новый мир»
Поздней ласточкой, по сравнению с первыми «перестроечными», русского литературного зарубежья можно назвать «Историю литературы» Д. С.-Мирского, изданную щедрым на неожиданности издательством «Свиньин и сыновья».
Ефрем Подбельский. «Сибирские огни»
Текст читается запоем, по ходу чтения его без конца хочется цитировать вслух домашним и конспектировать не для того, чтобы запомнить, многие пассажи запоминаются сами, как талантливые стихи, но для того, чтобы еще и
еще полюбоваться умными и сочными авторскими определениями и характеристиками.
В. Н. Распопин. Сайт «Book-о-лики»
Это внятный, добротный, без цензурных пропусков курс отечественной словесности. Мирский не только рассказывает о писателях, но и предлагает собственные концепции развития литпроцесса (связь литературы и русской
цивилизации и др.).
Николай Акмейчук. «Книжное обозрение»
Книга, издававшаяся в Англии, написана князем Святополк-Мирским. Вот она – перед вами.
Если вы хотя бы немного интересуетесь русской литературой – лучшего чтения вам не найти!
Обзор. «Книжная витрина»
Одно из самых замечательных переводных изданий последнего времени.
Обзор. Журнал «Знамя»
« назад, на "Наши книги 3" |
|
|