|
Владимир БОЙКОВ
ПО ОБЕ
СТОРОНЫ ГЛАЗ
...У поэтического языка Владимира Бойкова свои истоки – Тютчев и Хлебников, Блок и Есенин, русские наговоры и припевки и малострочные восточные стиховые
формы. Этапы его творческого пути трудно измерять десятилетиями: кажется, что он не менялся с 1960-х – по крайней мере, до 1980-х годов. Время
добавляло зрелости его стихам, возрастной мудрости их герою, но не меняло личности героя, – может быть, потому, что личность эта сумела сохранить свою
отрешенность от злободневных проблем государственности, общественности, карьеры. Как такое могло случиться в условиях жесткого общественного
прессинга 1960–1980-х годов? Почти невероятно, но случилось, и вот перед нами поэт, что называется, Божьей милостью, миросозерцание которого почти
полностью отрешено от повседневной суеты, существует в неизменном круговороте времен года.
Независимый от общественной жизни Советской страны, поэт Владимир Бойков русский по языку и духу, по
верованиям и словотворчеству. Можно сказать о его стихах, что они камерные, потому что основной тонус его отношения к жизни – теплота и неприметная
ирония, печаль и радость, идущие от перипетий любви и переменчивой красоты окружающего мира. Круг образов для описания природы берется из мира комнаты
и дома, освещен и выявлен светом из окна; круг домашнего уюта тоже освещен и выявлен, но светом снаружи. Оглядываясь и прислушиваясь к звукам и запахам в
сосновом лесу, поэт может вдруг почувствовать запахи «кухни, шлепанцев, спичек». Он может обратиться с просьбой к ветру: «Гуляй себе по
перелеску, эй, ветер, – надо ль волновать беспомощную занавеску?» И может сравнить приход весны с возвращением в дом женщины-гулёны:
Как будто слишком
долго изнывала
по мужней ласке, по
судьбе домашней,
по выстланной
половиками пашне, –
и вот вернулась к
хлопотам гулёна!
И думаешь о том ошеломленно:
она – пора души или
погода?
И не заметишь вновь
ее ухода…
Человек добр к природе, составляет с нею одно
целое, – человек в сущности «окно на грани жизни и нежизни». Некие
силы глядят «в огонь и из огня» – сквозь человека, сидящего у костра.
Окно – «слуховой аппарат к горлу парка», в котором поют птицы.
«Есть предрассветное единство сознания и бытия». Устройство часового
механизма не отличается от устройства предзимних раздетых лесов с их
затаившими силу жизни почками:
Анатомия этих живых
не сложней, чем у прочих
пылинок:
жизнь соцветий,
заложенных в них, –
двух механиков поединок.
Распускается темный
бутон,
повторяя живое упрямство,
и в ничто под ветрами
времен
осыпается роза
пространства.
Но скорее увидит поэт,
а не тленной природы
анатом, –
этот вольный реликтовый
свет
с различимым едва
ароматом.
Природа через будничные образы – излюбленное выразительное средство поэзии
Владимира Бойкова. Пиала луны, монета луны,
медальон луны, сочащаяся кумысом степь, толстеющие валуны; картина весны
дается через изображение лужи с ее «бензиновой бездной» и огрызком
яблока, – «стоит дворнику выдворить мусор» и «сбежит» весна,
но – «в незримом заоблачьи назревают медлительно молодильные яблоки».
Один из лучших образов в стихах 1960-х годов – восходящий к языческим
преданиям образ божества, исцеляющего человечество от страданий, но при этом
каменеющего от горя, превращающегося в камень, вздыхающий под рукой поэта.
В поэзии Владимира
Бойкова сменяют друг друга вёсны и осени, зимние стужи и оттепели, не
повторяя друг друга, но каждый раз воспринятые и вошедшие в стихи по-новому
прекрасными. Точный глаз не изменяет поэту, который сумел увидеть это
прекрасное: «Шел белый снег из тьмы на свет»; «…подобного висящей
пуле шмеля над замершим цветком»; «Еще сырой меж муравьиных куч
валежника похрустывает хрящик…» Косая линовка ливня, еще оголенный
вишнево-молочный березняк, примета весны – «ливнями взбитая муть в лужах
уже отстоялась», и пр., и пр.
Разлука с другом горька,
но есть память и «да будет памяти светло всю ночь, всю жизнь…»
Трогательно прощание с возлюбленной: «блеснуло с ворса слезкой жалкой и
расставаньем с мокрых щек». Нежность и к разлюбившей женщине
непреходяща:
В нечастых памяти сетях
лишь взгляд останется
последний:
мученье глаз ее родных,
разъятых двойственной
заботой, –
еще привычно мной больных
и любящих уже кого-то.
Душа поэта умиротворяется от общения с природой. В
замечательном театре – расцветающей весенней природе – поэт одновременно
актер и зритель, природа одновременно – и сцена, и рукоплещущая галерка.
«И я с той галеркой согласно томим негромкою ролькой – собою самим».
Читайте
стихи из книги В. Бойкова в нашем
Читальном зале »
«
назад, на стр. "Наши книги 1" |
|
|