|
Иван Иванович СОЛЕРТИНСКИЙ
Иван Соллертинский родился в семье председателя окружного суда, с 1903 года тайного советника,
с 1906 года — сенатора Ивана Ивановича Соллертинского (1850–1907) и Екатерины Иосифовны Бобашинской, чей отец принадлежал к одной из ветвей шляхтеского герба Сас.
В молодости дружил с Михаилом Бахтиным, вместе с которым входил в философский кружок в Невеле.
В 1921–1924 годах учился в Петроградском университете, где изучал романо-германскую филологию и испанскую классическую литературу.
Параллельно Соллертинский изучал историю театра в Институте истории искусств, который окончил в 1923 году, в 1926–1929 годах прошёл в нём же аспирантуру.
В середине 1920-х годов брал частные уроки дирижирования у Николая Малько, однако дальнейшее музыкальное образование осваивал самостоятельно.
С 1923 года Соллертинский преподавал историю музыки, литературы, театра, психологию,
эстетику и ряд других дисциплин в различных вузах Ленинграда, в том числе, с 1936 года, в Ленинградской консерватории; в 1939 году получил звание профессора.
С конца 1920-х Соллертинский был лектором Ленинградской филармонии и её советником по репертуару. В 1934–1941 годах он работал также в издательстве при филармонии,
впоследствии стал её художественным руководителем, совмещая эту деятельность с работой в Театре оперы и балета им. Кирова. За время своей работы
Соллертинский прочёл огромное количество
открытых лекций, принимал активное участие в формировании концертного и оперного репертуара.
Во время Великой Отечественный войны вместе с коллективом филармонии был эвакуирован в Новосибирск,
работал в здании дома культуры имени Октябрьской революции.
Скоропостижно скончался на квартире композитора А. П. Новикова. Похоронен на Заельцовском кладбище.
Соллертинский — один из крупнейших советских музыкальных и театральных критиков 1920-х
– 1930-х годов. Обладая феноменальной памятью, глубокими познаниями
и блестящим ораторским мастерством, Соллертинский был одной из наиболее заметных фигур в культурной жизни Ленинграда этого времени.
Большой популярностью пользовались его лекции и статьи,
выдержанные в изящном, точном по изложению стиле. Одной из основных сфер интересов Соллертинского был балет,
этому искусству посвящено большое количество его работ в 1930-е годы.
Соллертинский одним из первых в СССР детально исследовал творчество Малера и Шёнберга, написал ряд монографий о советских и зарубежных композиторах,
многочисленные статьи
в советских газетах и журналах. Известный писатель, близкий знакомый Соллертинского, Ираклий Андроников так отзывался о нём:
Это был талантливейший учёный-музыковед, критик, публицист, выдающийся филолог, театровед, историк и теоретик балета, блистательный лектор,
человек феноменальный по образованности,
по уму, острословию, памяти – профессор консерватории, преподававший, кроме того, и в Театральном институте, и в Хореографическом училище,
и в Институте истории искусств, где,
между прочим, на словесном отделении он читал курсы логики и психологии, а другое отделение посещал как студент. А получая положенную ему преподавательскую зарплату,
в финансовой ведомости расписывался иногда, как бы ошибкою, по-японски, по-арабски или по-гречески: невинная шутка человека,
знавшего двадцать шесть иностранных языков и сто диалектов!
Долгие годы Соллертинского связывала дружба с Дмитрием Шостаковичем, повлиявшая на развитие творчества композитора. Второе фортепианное трио Шостаковича,
написанное в 1944 году,
посвящено памяти Соллертинского.
ВИКИПЕДИЯ |