|
Алексей
Алексеевич Перовский
(псевдоним
–
Антоний Погорельский) (1787-1836) –
писатель-романтик, по происхождению
внебрачный сын богатого
екатерининского вельможи, графа
Алексея Кирилловича Разумовского и
Марии Михайловны Соболевской (впоследствии
по мужу – Денисьевой).
Основательное и
разностороннее образование,
полученное Погорельским в доме отца,
было завершено в Московском
университете, куда юноша поступил в 1805
г. и закончил его
в 1807 г. со степенью
доктора философских и словесных наук. К
этому времени относится увлечение
Погорельского и естественными науками,
в частности ботаникой, результатом
чего явились три публичные лекции,
изданные в 1808 г. отдельной книгой ("Как
различать животных от растений", "О
цели и пользе Линеевой системы
растений" и "О растениях, которые
бы полезно было размножать в России").
Лекции эти можно считать своеобразным
подступом к серьезным литературным
трудам, настолько явственно проступает
в них ориентация на повествовательные
приемы Н.М. Карамзина, горячим
поклонником которого был молодой автор.
В них же заключено зерно увлечений А.
Погорельского и сельским хозяйством,
чему в немалой степени способствовало
его участие в управлении огромными
имениями отца. Во владениях А. К.
Разумовского, а после смерти
последнего в унаследованном от него
имении Погорельцы Черниговской
губернии (от названия этого имения
образован псевдоним писателя) прошла
большая часть жизни
А. Погорельского.
Литературные
его наклонности проявились уже с
детства. В домашнем архиве
Н. В. Репнина (по
указанию биографа А. Погорельского В.
Горденю) хранилась тетрадка с детским
сочинением Алексея, поднесенным отцу в
день его именин. Но в полной мере талант
писателя раскрылся значительно
позднее, уже в 1820-е годы, по мере его
вхождения в круги московских и
петербургских литераторов. Знакомство
с Н.М. Карамзиным-прозаиком, личное
общение с писателем определили
направление художественных ориентаций
А. Погорельского и характер его
литературных общений.
На первое место
среди них следует поставить дружбу с П. В.
Вяземским, начавшуюся в 1807 г. Несколько
позднее (видимо, в 1810 г.) Погорельский
познакомился и с В. А. Жуковским,
сблизившим его с А. И. Тургеневым и А. Ф. Воейковым. Эти новые знакомства, а
также свойственная Погорельскому
наклонность к шутке и мистификации,
казалось бы, обеспечивали ему далеко не
последнее место в Арзамасе, однако
арзамасцем Погорельский не стал, ибо
видел главный смысл своей жизни не в
литературе, а в активной
государственной деятельности на благо
отечества.
Усилия и таланты молодого
Погорельского оказались в первую
очередь направленными на чиновничью
службу, а обширные связи и возрастающий
вес его отца в правительственных
кругах открывали ему широкие
возможности для быстрого служебного
продвижения. Уже в январе 1808 г. мы
находим его в Петербурге, где он в чине
коллежского регистратора поступает в 6-й
департамент Сената.
Прикомандированный к П. А. Обрезкову, он
участвует в служебной полугодовой
поездке по центральным губерниям
России с целью их ревизии, близко
наблюдает жизнь отдаленных провинций,
знакомится с укладом Казанской и
Пермской губерний. Вернувшись в Москву
в 1810 г., Погорельский в течение двух лет
служит экзекутором в одном из
отделений 6-го департамента и
приобщается к московской культурной
жизни. Он становится членом ряда
научных и литературных обществ ("Общества
любителей природы", "Общества
истории и древностей российских",
"Общества любителей российской
словесности"). В чопорную и монотонно
протекавшую деятельность последнего
из них Погорельский пытается внести
некоторое разнообразие, предложив
председателю Общества А.А. Прокоповичу-Антонскому
для публичных чтений свои шутливые
стихи ("Абдул-визирь").
В начале 1812
г. Погорельский – снова в Петербурге в
качестве секретаря министра финансов,
но пребывает в этой должности недолго.
С началом событий Отечественной войны
1812 года он резко меняет свою жизнь.
Увлеченный общим патриотическим
порывом, юноша, вопреки воле отца,
поступает на военную службу: в чине
штаб-ротмистра он был зачислен в З-й
Украинский казачий полк, в составе
которого проделал труднейшую военную
кампанию осени 1812 г., принимал участие в
партизанских действиях и в главных
сражениях 1813 г. (под Лейпцигом и при
Кульме). Отличаясь храбростью и горячей
патриотической настроенностью,
Погорельский прошел типичный для
передового русского офицерства боевой
путь, освобождал свою родину и Европу
от нашествия наполеоновских полчищ,
разделял со своими товарищами тяготы
воинской службы, сражался с врагами,
бедствовал, побеждал.
После взятия
Лейпцига он был замечен Н.Г. Репниным (генерал-губернатором
королевства Саксонского) и назначен к
нему старшим адъютантом. В мае 1814 г.
Погорельский был переведен в лейб-гвардии
Уланский полк, стоявший в Дрездене.
Здесь Погорельский находился около
двух лет, в течение которых смог близко
познакомиться с творчеством Э.Т.А.
Гофмана, оказавшего на него очень
значительное влияние.
Одним из первых в
России Погорельский в своих повестях
использовал традиции замечательного
немецкого романтика. В 1816 г.
Погорельский выходит в отставку и
возвращается в Петербург с тем, чтобы
продолжить свою гражданскую службу, на
этот раз – чиновником особых поручений
по департаменту духовных дел
иностранных вероисповеданий. Здесь
круг литературных знакомств будущего
писателя значительно расширяется; он
общается с Н. И. Гречем, арзамасцами, а
также с А. С. Пушкиным, поселившимся
после окончания Лицея в Петербурге.
Именно в первые послевоенные годы
Погорельский пробует свои силы в
поэзии (перевод одной из од Горация был
напечатан в журнале Греча "Сын
отечества" (1820), участвует в
литературной полемике, защищая поэму
"Руслан и Людмила" от нападок
консервативно настроенной критики (в
частности, А. Ф. Воейкова).
Служба,
отнимавшая у Погорельского много сил,
позволяла ему все же отлучаться из
Петербурга и подолгу жить в
Погорельцах, с которыми связана работа
писателя над повестью "Лафертовская
маковница", явившейся первым в
русской литературе опытом
фантастического повествования
романтического типа. Опубликованная в
журнале А.Ф. Воейкова "Новости
литературы" в 1825 г., она казалась
настолько необычной, что вызвала
специальное разъяснение редактора –
так называемую "Развязку". в
которой было дано рационалистическое
объяснение фантастических мотивов и
образов повести Погорельского.
Ироническую полемику с Воейковым, не
принимавшим новаторских черт
романтической повести "Лафертовская
маковница", Погорельский ввел в свой
сборник "Двойник, или Мои вечера в
Малороссии" (1828), в который вошла и
"Лафертовская маковница": "...кто
непременно желает знать развязку моей
повести, – писал в "Двойнике" автор,
– тот пускай прочитает "Литературные
новости" 1825 r. Там найдет он развязку,
сочиненную почтенным издателем "Инвалида",
которую я для того не пересказал вам,
что не хочу присваивать чужого добра".
Сразу же после появления в печати "Лафертовской
маковницы" с нею познакомился Пушкин,
написавший брату из Михайловского 27
марта 1825 г. "Душа моя, что за прелесть
бабушкин кот! Я перечел два раза и одним
духом всю повесть, теперь только и
брежу Три(фоном) Фал(елеичем)
Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря
глаза, повертывая голову и выгибая
спину. Погорельский ведь Перовский, не
правда ли?"
Так состоялся
литературный дебют Перовского (Погорельского),
и с этого момента это новое
литературное имя получило известность
и широкое признание. Еще больший успех
выпал на долю "Двойника"
Погорельского: о книге сочувственно
отозвался "Прусский инвалид" (1828),
отметивший, что "не многие повести
так занимательны, так остроумны. Не
многие рассказаны и связаны с таким
искусством". "Северная пчела"
писала: "Автор искусно
воспользовался разными поверьями,
темными слухами и суеверными
рассказами о несбыточных
происшествиях и передал их нам еще
искуснее, умея возбуждать любопытство
и поддерживать его до самой развязки"
(СПч. 1828).
К 1829 г. относится детская
фантастическая повесть "Черная
курица" (СПб, 1829), одобрительные
отзывы о которой поместили некоторые
журналы, например "Московский
телеграф" (1829, № 2).
Начиная с 1830 г.,
писатель активно сотрудничает в "Литературной
газете", где была опубликована
первая часть наиболее значительного,
итогового произведения Погорельского
–
романа "Монастырка", который затем
был издан в двух частях в Петербурге и
вызвал оживленную полемику в журналах.
"Сей роман, – отмечалось в "Русском
инвалиде", – есть необыкновенное,
приятное явление в нашей словесности.
Он богат занимательными
происшествиями и ярко обрисованными
характерами, а потому жив и любопытен"
(1830). Рецензент "Московского
телеграфа" увидел в "Монастырке"
лишь "приятное описание семейных
картин", "рассказ доброго приятеля
о добрых людях, которым встречались
иногда неприятности" (1830). "Настоящим
и первым у нас романом нравов"
названа была "Монастырка" в "Литературной
газете", активно поддержавшей
Погорельского (1830).
С 1826 г. Погорельский
снова и подолгу живет в Петербурге,
занимая ряд видных должностей и состоя
в Комиссии по устройству учебных
заведений. Летние месяцы он по-прежнему
проводит в Погорельцах. Весной 1827 г.
писатель отправляется в заграничную
поездку, которая продолжалась около
года. Служебная деятельность
Погорельского, протекавшая весьма
успешно, в условиях все нараставшей
общественной реакции не приносила
удовлетворения и завершилась
отставкой в 1830 г. Последние годы своей
жизни писатель проводит в Погорельцах,
наезжая, однако, и в Москву. Все свое
время он посвящает литературному труду,
а также воспитанию своего племянника (сына
родной сестры писателя, графини А.А.Толстой), будущего известного поэта,
прозаика и драматурга А.К.Толстого.
Незадолго
до смерти Погорельского в его
московской квартире побывал Пушкин, с
живостью описавший в письме к жене эту
встречу: "Был я у Перовского, который
показывал мне недоконченные картины Брюлова. Брюлов, бывший у него в плену,
от него убежал и с ним поссорился.
Перовский мне показывал Взятие Рима
Гензериком (которое стоит Последн(его)
дня Помп(еи)), приговаривая: “заметь как
прекрасно подлец этот нарисовал этого
всадника, мошенник такой”".
В
юмористической сценке, нарисованной
Пушкиным, тонко подмечен юмор
Погорельского, которым окрашены многие
его произведения. Самобытность его
писательской манеры была по
достоинству оценена писателями
пушкинского круга, способствовавшими
успеху его произведений у
современников.
21 июля 1836 г. в Варшаве, по
дороге в Ниццу, куда он направлялся для
лечения туберкулеза, Погорельский
скончался.
Автор статьи Р.В. Иезуитова.
Печатается по изданию: "Русская фантастическая проза эпохи романтизма",
Изд-во Лениградского университета.
См. книгу "Дворянские сказки" далее »
|