Владимир Федорович ОДОЕВСКИЙ    
       [30.
VII (11.VIII).1803 (по др. данным – 1804), Москва, – 27.11(11.11.1869, там же)], князь, – русский писатель, музыкальный критик. По отцу происходит из древнего княжеского рода, мать – бывшая крепостная крестьянка.
     В 1816 – 1822 гг. учился в Московском университетском благородном пансионе. Литературную деятельность начал в пансионском журнале «Каллиопа» (1820). Принимал участие в Вольном обществе любителей российской словесности, в кружке С. Е. Раича.
    В 1823 – 1825 гг. Одоевский был председателем Общества любомудрия, занимавшегося изучением немецкой философии. В 1824 – 1825 гг. совместно с В. К. Кюхельбекером Одоевский издавал альманах «Мнемозина».
      В 1826 г. переехал в Петербург.
    В 1830-е гг. Одоевский сотрудничал в пушкинском «Современнике», «Северных цветах», «Московском наблю-дателе» и др. В 1833 г. опубликовал «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозепкою». В 1844 г. вышло собрание сочинений Одоевского в 3 томах.
      В 1843 – 1848 гг. вместе с А.П. Заблоцким-Десятовским издавал журнал «Сельское чтение», пользовавшийся успехом у крестьян, неоднократно переиздававшийся; В.Г. Белинский оценивал его как образец «народного чтения» Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея.
      В 1862 г. в связи с переводом музея возвратился в Москву. Ранний период творчества Одоевского отмечен влиянием Шеллинга и немецкой романтической школы (Л. Тик, Ф. Новалис, Э.Т.А. Гофман). Однако постепенно Одоевский пришел к своеобразному позитивизму, стремлению познать природу в ее целостности и полноте и к вере в возможность положительной науки выполнить эту задачу. Это стремление в сочетании с разносторонними интересами Одоевского отразилось в центральном его произведении «Русские ночи», которое можно считать основным литературным памятником русского любомудрия. «Русские ночи», задуманные еще в 1180-е гг., полностью опубликованы лишь в 1844 г. Этим объясняется некоторая искусственность композиции книги (десять новелл, обрамленных философскими беседами) и разнохарактерность ее частей. Такие новеллы, как «Opere del Cavaliere Giambatista Piranesi», «Бал» и др., относятся к романтическим повести, а «Последнее самоубийство», «Город без имени» носят дидактический характер и полемически направлены против вульгарного материализма Т. Мальтуса и И. Бентама, чьи теории сокращения рождаемости и утилитаризма Одоевский считал бесчеловечными и безнравственными. Философские беседы в «Русских ночах» пронизаны преклонением перед наукой и рациональным объяснением таинственных явлений природы. Эпилог «Русских ночей» с мыслями о мессианстве России («Девятнадцатый век принадлежит России») обнаруживает близость Одоевского к складывающейся доктрине славянофильства.
      В 1840-е гг. под влиянием средневековых (Сен-Мартен, Я. Бёме) и современных (Баадер) мистиков Одоев-ский написал несколько фантастических повестей – «Косморама» (1840), «Саламандра», «Беснующиеся» (1842). Однако в большинстве произведений этого плана («Пестрые сказки», «Привидение», «Живой мертвец» и др.) фантастический элемент является лишь литературным приемом. Обоснование своей литературной манеры Одоевский дал в письмах к Е.П. Ростопчиной. Фантастика Одоевского носит не визионерский, как у романтиков, но рассудочный характер. К жанру светской повести относятся «Четыре аполога», «Елладий», опубликованные в «Мнемозине», затем «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1839), высоко оцененные В.Г. Белинским. Примером педагогических притч, облеченных в художественную форму, служат «Сказки и повести для детей дедушки Иринея» (1838). В пьесе «Хорошее жалованье» (1838) Одоевский предвосхитил А.Н. Островского в изображении того, как власть денег губит людей.

     Со 2-й половины 1840-х гг. Одоевский, увлеченный служебной деятельностью, занятиями музыкой и естественными науками, отходит от литературы.
      В 1867 г. Одоевский написал проникнутый социальным и научным оптимизмом очерк «Не довольно» в ответ на пессимистическое «Довольно» И. С. Тургенева. Среди неопубликованных при жизни произведений наиболее интересны набросок романа об итальянских вольнодумцах 16 века «Иордан Бруно и Петр Аретино» и роман «4338 год» – один из первых русских утопических романов (полностью опубликован в 1926 г.), где научное предвидение сочетается с сатирой на современное общество.
     В произведениях Одоевского часты темы музыкального творчества и образы музыкантов (в рассказах «Себастиан Бах», «Последний квартет Бетховена»). С 1822 Одоевский выступал как музыкальный критик. Он пропагандировал творчество композиторов А.Н. Верстовского, М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева и др., отстаивал самобытность русской музыки. Значительны его статьи о Г. Берлиозе, Р. Вагнере, Ф. Листе. Тяготея к монументальным музыкальным формам, Одоевский отказывал в признании таким композиторам, как А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев. Он боролся против модной тогда «итальянщины», собирал народные песни с голоса, занимался исследованием памятников древнерусской музыки, был сам композитором дилетантом. Участвовал в организации Русского музыкального общества, в создании Петербургской и Московской консерваторий.
См. книгу "Дворянские сказки" далее »