Александр КЛЯГИН

      Клягин (по другим сведениям, Клагин) Александр Павлович
(1884-1952) – русский инженер, строитель железный дорог, писатель. По окончании Петербургского технологического института проходил практику помощником машиниста паровоза, работал на строительстве линии Красный Кут-Астрахань Рязанско-Уральской железной дороги, занимался новым тогда автомобильным делом, участвуя в гонках. Затем был переведен в Петербург в МПС, откуда командирован за границу для наблюдения за усовершенствованиями железнодорожной техники.
     С началом Первой мировой войны А. Клягин из Бельгии пешком добрался до Парижа
и с последним пароходом возвратился в Россию. Там, назначенный на постройку Мурманской железной дороги, закончил в 1916-м укладку ее рельсового пути, был командирован в Англию и Францию представителем российского Министерства путей сообщения – и, застигнутый в Европе русской революцией, навсегда поселился во Франции. Церковный благотворитель, сделал несколько крупных пожертвований на нужды русской Православной церкви.
      В 1936 году приобрел на лом последний корабль русской эскадры в г. Бизерта (Тунис) "Генерал Алексеев", с которого передал Комитету по сооружению храма-памятника русской эскадре в Бизерте значительное количество вещей – якоря, люстры, мраморные плиты, что впоследствии было использовано для архитектурного оформления церкви.
      Скончался 1 марта 1952 г. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
      Бунин познакомился с ним, живя в эмиграции во Франции, и, увлеченный живыми рассказами Клягина о его удивительной жизни, настоял на том, чтобы он написал и опубликовал свои воспоминания. Таким образом в 1947 году в Париже вышла книга
А. Клягина «Страна возможностей необычайных» – очерки о старой, дореволюционной Сибири, с попыткой объективного взгляда на Сибирь советскую. Сам Бунин написал предисловие к этой книге, в котором привел краткую биографию Клягина, назвав его "одним из даровитейших русских людей, необыкновенно много видевшим и испытавшим на своем веку, за долгие годы своей неустанной и разнообразной практической деятельности". Свое предисловие к книге Клягина Бунин закончил так: "Отмечу еще только одно: то, насколько этот русский американец все же остался прежде всего русским человеком и каким крепким русским духом, складом и ладом полны его богатые повествования".