Александр КЛЯГИН
Клягин
(по другим сведениям, Клагин) Александр Павлович
(1884-1952) – русский
инженер, строитель железный дорог, писатель. По окончании Петербургского
технологического института проходил практику помощником машиниста паровоза,
работал на строительстве линии Красный Кут-Астрахань Рязанско-Уральской
железной дороги, занимался новым тогда автомобильным делом, участвуя в
гонках. Затем был переведен в Петербург в МПС, откуда командирован за
границу для наблюдения за усовершенствованиями железнодорожной техники.
С
началом Первой мировой войны А. Клягин из Бельгии пешком добрался до Парижа
и с последним пароходом возвратился в Россию. Там, назначенный на постройку
Мурманской железной дороги, закончил в 1916-м укладку ее рельсового пути,
был командирован в Англию
и Францию представителем российского Министерства
путей сообщения – и, застигнутый в Европе русской революцией, навсегда
поселился во Франции. Церковный благотворитель, сделал несколько крупных
пожертвований на нужды русской Православной церкви.
В 1936 году приобрел на
лом последний корабль русской эскадры в г. Бизерта (Тунис) "Генерал
Алексеев", с которого передал Комитету по сооружению храма-памятника русской
эскадре в Бизерте значительное количество вещей – якоря, люстры, мраморные
плиты, что впоследствии было использовано для архитектурного оформления
церкви.
Скончался 1 марта 1952 г. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
под Парижем.
Бунин познакомился с ним, живя в эмиграции во Франции, и,
увлеченный живыми рассказами Клягина о его удивительной жизни, настоял на
том, чтобы он написал и опубликовал свои воспоминания. Таким образом в 1947
году в Париже вышла книга
А. Клягина «Страна возможностей необычайных» –
очерки о старой, дореволюционной Сибири, с попыткой объективного взгляда на
Сибирь советскую. Сам Бунин написал предисловие к этой книге, в котором
привел краткую биографию Клягина, назвав его "одним из даровитейших русских
людей, необыкновенно много видевшим и испытавшим на своем веку, за долгие
годы своей неустанной и разнообразной практической деятельности". Свое
предисловие к книге Клягина Бунин закончил так: "Отмечу еще только одно: то,
насколько этот русский американец все же остался прежде всего русским
человеком и каким крепким русским духом, складом и ладом полны его богатые
повествования".
|