Захаров Владимир
Поэт Натан Злотников, отвечавший за поэзию в журнале «Юность», стараясь скрыть какие-то не совсем, наверное, поэтические чувства,
сказал однажды Захарову: «Ваши стихи, конечно, лучше тех, которые мы печатаем, но поскольку
Владимир Захаров (р. 1939) – известный физик и математик, действительный член РАН (с 1991-го), регент-профессор математики Аризонского университета, завсектором математической физики в Физическом институте им. Лебедева, лауреат Государственных премий СССР и РФ, медали Дирака. Как говорится, и т.д. Не секрет, что многие – в том числе вполне состоявшиеся – ученые пописывают стихи, относясь к этому занятию как к некоему сокровенному делу и крайне болезненно реагируя" на критику, как правило, совершенно заслуженную. Ум, эрудиция, научный талант не защищают, увы, от графоманских неврозов. По счастью, к Владимиру Захарову все это не имеет никакого отношения. Перед нами действительно редкий – по крайней мере, в наш век специализации – случай, когда крупный ученый является одновременно и крупным поэтом. Не берусь читать в сердцах и рассуждать о механизмах внутреннего переключения, совершаемого Захаровым, однако результат перед нами. Нынешний том – второе по счету избранное автора (после тома «Перед небом»; М.: Время, 2005). Тексты распределены по циклам, выстроенным более или менее в хронологическом порядке. Это позволяет проследить поэтическую эволюцию Захарова, очевидную, хотя и не вполне линейную. Будучи в юности одним из основателей клуба поэтов новосибирского Академгородка, Захаров, таким образом, оказался участником шестидесятнического поэтического бума. Не будучи в полном смысле слова андеграундным или самиздатским поэтом, он не был и поэтом сколь-нибудь советским, разрешенным, допущенным к печатному станку. Позднее признание Захарова-поэта отчасти связано именно с этим отсутствием в поле поэтической жизни, хоть официальной, хоть неофициальной. Это самостоятельное, отдельное положение Захарова очень характерно и во многом адекватно его стихам. Их сложно встроить в какую-либо четкую традицию. Прозрачная интимная лирика соседствует с язвительными гражданскими мотивами, классическая силлабо-тоника – со свободным стихом (в котором поэт чувствует себя ничуть не менее уютно, что далеко не распространенное явление среди старших поэтов). Захаров принципиально отказывается от единства формального метода в пользу целостности мировоззренческой. Пожалуй, ее характеризуют жесткость взгляда на мир, отсутствие иллюзий, – не приводящих, впрочем, ни к цинизму, ни к мизантропии. Впрочем, назвать эту позицию сугубо стоической также было бы упрощением: Захаров отнюдь не чужд иронии, в том числе и самоиронии, способен он и к особому «сакральному юмору», своего рода игре с метафизикой. Особо следует отметить обостренное социальное, или даже лучше сказать, антропологи-ческое чувство – и истории (как в блестящем верлибрическом гротеске «Барабаны»), и современности: «Деревья протянули руки, Хотят схватить! Куда, куда , Бежать, когда акульи внуки, В прудах пируют без труда. Нам видны океана скулы И всех притонов Колымы. Привет от бабушки-акулы, Вот все, что заслужили мы!» Данила Давы
СТИХИ
|