Шкаруба Леонид
     «ОСНОВЫ ИКОНОВЕДЕНИЯ
     БОГОСЛОВИЕ В КРАСКАХ»

    Книга посвящена рассмотрению различных аспектов феномена православной иконы: богословского, эстетического, искусствоведческого. Структура книги отражает круг проблем, рассматриваемых иконоведением: богословие иконы; образно-выразительные средства; специфика личности иконописца; организация труда в иконописи; икона в храме, в быту; иконография иконописных сюжетов; история иконы. Эти проблемы по отдельности уже освещены в литературе, но они впервые рассматриваются в комплексе. Предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

      Отзыв на рукопись книги Л.М.Шкарубы «Иконоведение»
     
По благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона мною был прочитан исправленный протоиереем Борисом Пивоваровым текст вышеназванной рукописи.
     Хотя в настоящее время имеется несколько исследований по иконоведению и работа Л.М.Шкарубы не отличается оригинальностью тем не менее в ней собран обширный фактический материал по истории иконописи общим вопросам иконоведения техники иконописи. Поэтому книга может быть полезной для читателя начинающего серьезное знакомство с миром иконы.
     Если в процессе создания оригинал-макета автору и издателям удастся подобрать хороший иллюстративный материал, то книга еще больше выиграет. В исправленном протоиереем Борисом< Пивоваровым виде книга может быть допущена к изданию.

     
 Председатель издательского совета Новосибирской епархии      
     
протоиерей Виталий Бочкарев

      10 августа 2008 года

    

Рецензия Р.И. Боровикова на книгу Л.М.Шкарубы «Основы иконоведения:
            богословие в красках»

       Икона и различные аспекты ее бытования сегодня стали объектом повышенного интереса. Ныне мы переживаем период углубления знаний в этой области, столь долго остававшейся у нас в стране полузакрытой. Подобное стремление отчасти объясняется тем, что в обществе возникло тяготение к своим корням, истокам, предпринимаются попытки найти точку опоры в бурном потоке современной жизни, каковой вполне закономерно в национальной традиции является икона как высшее выражение русского самосознания. Икона рассматривается во всем многообразии точек зрения и вариантов изложения материала. Появляются издания научные и популярные, публикуются богословские, искусствоведческие и культурологические работы, выходят альбомы репродукций и диски, проводятся выставки, в Москве создан частный музей русской иконы. Все это вполне объяснимо, ведь икона по самой своей сути многослойна, хотя в основной своей функции она предназначена для молитвы. Восприятие иконы глубоко индивидуально и опосредовано как личным духовным опытом человека, так и профессией, особенно у представителей гуманитарных наук. Следствием подобной ситуации стало возникновение отчасти совпадающих, но нередко противоположных точек зрения. Их нельзя примирить и свести воедино, но можно обозначить позиции и попытаться найти точки соприкосновения во взглядах, что отчасти и попытался сделать автор данной книги.

(См. далее..)