Введение
В последнее двадцатилетие мы стали свидетелями и участниками
знаменательного явления: вера православная, решительно отвергнутая и
изгонявшаяся, возвращается в нашу жизнь. Восстанавливаются прежние и
возводятся новые храмы, возрождается жизнь в монастырских стенах,
расширяется сеть духовных учебных заведений. И поскольку православие и икона
неразрывны, одновременно с этими благотворными проявлениями занимает свое
надлежащее священное место православная икона.
Как святыня православная икона
почитается во всем православном мире, но в России, в связи с активным
возрождением православной жизни, икона стала также объектом пристального
богословско-научного изучения. Переиздается иконоведческая литература конца
ХIХ – начала XX вв., выходят в свет новые исследования, статьи и альбомы,
посвященные православной иконе.
Возрождение иконоведения имеет три
основных аспекта – теоретический, исторический и практический. Теоретический
аспект относится к продолжению богословских исследований, связанных с
иконописанием и иконопочитанием. Долгое время изучение иконы почти целиком
было отдано на откуп светскому искусствоведению, которое рассматривало икону
лишь как предмет изобразительного искусства. Такие важные богословские
понятия, как «канон» и «предание» по отношению к иконе светскими
искусствоведами чаще всего рассматривались не как основы иконописания, а как
препятствие к художественному творчеству.
В России в XX – начале XXI вв.
сложилась школа иконоведения, уходящая своими корнями в период расцвета
православной богословско-философской мысли начала XX в., традиции которой
были возрождены в конце двадцатого столетия. Основополагающим исследованием
в этом аспекте следует признать «Богословие иконы Православной Церкви»
эмигрировавшего из России иконописца Л. А. Успенского [8, см. список
литературы первой части настоящего исследования]. Богословию иконы посвящены
также работы, указанные в этом же списке литературы под №№ 2–7. Глубокие
соображения по богословию иконы высказаны священником Павлом Флоренским,
И. К. Языковой.
Теоретическое осмысление иконы – это, прежде всего, ее богословие, которое,
впрочем, не отменяет искусствоведческого аспекта в изучении иконы.
Монография В. В. Бычкова по византийской эстетике очень важна и для
понимания богословских основ иконы, разрабатывавшихся в православной
Византии.
Богата и разнообразна литература по
истории иконописания. Крупным вкладом в историческое изучение
иконописи является коллективный труд «История иконописи. Истоки. Традиция.
Современность», в котором представлена история иконы в ее региональных
иконописных школах. В капитальном труде Г. Колпаковой «Искусство
Византии» освещена богатая история византийской иконы .
Имеются работы, посвященные
украинской иконе [список литературы первой части настоящей работы №№ 41,
80–82, а также №№ 25, 46, 53, 73 в списке допополнительной литературы].
Весьма интересно, если можно так
выразиться «изнутри иконописания», иконописная практика освещается в
монографии монахини Иулиании (в миру – Мария Николаевна Соколова) «Труд
иконописца», в «Беседах иконописца» архимандрита Зинона . Техника
иконописания хорошо представлена в капитальной монографии Ю. И. Гренберга
«Технология станковой живописи». Переизданы иконописные подлинники
, разнообразные аспекты иконописного дела освещаются в «Словаре
изографа» В. В. Филатова , иконография древнерусской живописи
исследована в монографии Ю. Г. Боброва .
Православная икона давно изучается и
за рубежом.
Таким образом, современный уровень
изучения иконы позволяет говорить о необходимости новой научно-богословской
дисциплины иконоведения (синонимы – иконология, иконознание). Иконоведение –
это наука, ставящая задачу исследования иконы через органичное и комплексное
изучение богословия иконы, истории и практики иконописания. Иными словами,
эта научная дисциплина должна иметь своим теоретическим фундаментом
богословие и при этом взаимодействовать с эстетикой и искусствознанием.
Структура настоящей книги отражает
круг вопросов, стоящих перед иконоведением. Это, прежде всего, церковное
предание об иконе, история иконописания, образно-выразительные средства
иконы, специфика творчества иконописца, организация иконописного труда,
икона в храме, в доме, в быту, техника иконы, иконография различных
иконописных сюжетов. В отдельности эти проблемы уже нашли свое освещение в
соответствующей литературе. В настоящей работе предпринята попытка осветить
эти вопросы в комплексе с эстетическими и искусствоведческими аспектами
иконоведения.
В настоящей книге рассматривается
только православная икона. Мы не касаемся католической иконы, так как в
католичестве несколько иное отношение к иконе. Икона в католическом храме
скорее воспринимается в качестве украшения, за исключением тех случаев,
когда икона является национальной святыней (например, Ченстоховская икона
Божией Матери, Польша).
Автор настоящей книги не претендует
на истину в последней инстанции, но убежден в том, что такая постановка
проблемы заслуживает внимания и отражает современный уровень иконоведения.
« назад, в читальный зал |