Леонид ШКАРУБА
«Основы иконоведения: Богословие в красках»


  
 Введение

   В последнее двадцатилетие мы стали свидетелями и участниками знаменательного явления: вера православная, решительно отвергнутая и изгонявшаяся, возвращается в нашу жизнь. Восстанавливаются прежние и возводятся новые храмы, возрождается жизнь в монастырских стенах, расширяется сеть духовных учебных заведений. И поскольку православие и икона неразрывны, одновременно с этими благотворными проявлениями занимает свое надлежащее священное место православная икона.
   Как святыня православная икона почитается во всем православном мире, но в России, в связи с активным возрождением православной жизни, икона стала также объектом пристального богословско-научного изучения. Переиздается иконоведческая литература конца ХIХ – начала XX вв., выходят в свет новые исследования, статьи и альбомы, посвященные православной иконе.
   Возрождение иконоведения имеет три основных аспекта – теоретический, исторический и практический. Теоретический аспект относится к продолжению богословских исследований, связанных с иконописанием и иконопочитанием. Долгое время изучение иконы почти целиком было отдано на откуп светскому искусствоведению, которое рассматривало икону лишь как предмет изобразительного искусства. Такие важные богословские понятия, как «канон» и «предание» по отношению к иконе светскими искусствоведами чаще всего рассматривались не как основы иконописания, а как препятствие к художественному творчеству.
   В России в XX – начале XXI вв. сложилась школа иконоведения, уходящая своими корнями в период расцвета православной богословско-философской мысли начала XX в., традиции которой были возрождены в конце двадцатого столетия. Основополагающим исследованием в этом аспекте следует признать «Богословие иконы Православной Церкви» эмигрировавшего из России иконописца Л. А. Успенского [8, см. список литературы первой части настоящего исследования]. Богословию иконы посвящены также работы, указанные в этом же списке литературы под №№ 2–7. Глубокие соображения по богословию иконы высказаны священником Павлом Флоренским [9], И. К. Языковой [10].
Теоретическое осмысление иконы – это, прежде всего, ее богословие, которое, впрочем, не отменяет искусствоведческого аспекта в изучении иконы. Монография В. В. Бычкова по византийской эстетике [1] очень важна и для понимания богословских основ иконы, разрабатывавшихся в православной Византии.
   Богата и разнообразна литература по истории иконописания [11–21]. Крупным вкладом в историческое изучение иконописи является коллективный труд «История иконописи. Истоки. Традиция. Современность», в котором представлена история иконы в ее региональных иконописных школах [22]. В капитальном труде Г. Колпаковой «Искусство Византии» освещена богатая история византийской иконы [23].
   Имеются работы, посвященные украинской иконе [список литературы первой части настоящей работы №№ 41, 80–82, а также №№ 25, 46, 53, 73 в списке допополнительной литературы].
   Весьма интересно, если можно так выразиться «изнутри иконописания», иконописная практика освещается в монографии монахини Иулиании (в миру – Мария Николаевна Соколова) «Труд иконописца» [24], в «Беседах иконописца» архимандрита Зинона [25]. Техника иконописания хорошо представлена в капитальной монографии Ю. И. Гренберга «Технология станковой живописи» [26]. Переизданы иконописные подлинники [27], разнообразные аспекты иконописного дела освещаются в «Словаре изографа» В. В. Филатова [28], иконография древнерусской живописи исследована в монографии Ю. Г. Боброва [29].
   Православная икона давно изучается и за рубежом.
   Таким образом, современный уровень изучения иконы позволяет говорить о необходимости новой научно-богословской дисциплины иконоведения (синонимы – иконология, иконознание). Иконоведение – это наука, ставящая задачу исследования иконы через органичное и комплексное изучение богословия иконы, истории и практики иконописания. Иными словами, эта научная дисциплина должна иметь своим теоретическим фундаментом богословие и при этом взаимодействовать с эстетикой и искусствознанием.
   Структура настоящей книги отражает круг вопросов, стоящих перед иконоведением. Это, прежде всего, церковное предание об иконе, история иконописания, образно-выразительные средства иконы, специфика творчества иконописца, организация иконописного труда, икона в храме, в доме, в быту, техника иконы, иконография различных иконописных сюжетов. В отдельности эти проблемы уже нашли свое освещение в соответствующей литературе. В настоящей работе предпринята попытка осветить эти вопросы в комплексе с эстетическими и искусствоведческими аспектами иконоведения.
   В настоящей книге рассматривается только православная икона. Мы не касаемся католической иконы, так как в католичестве несколько иное отношение к иконе. Икона в католическом храме скорее воспринимается в качестве украшения, за исключением тех случаев, когда икона является национальной святыней (например, Ченстоховская икона Божией Матери, Польша).
   Автор настоящей книги не претендует на истину в последней инстанции, но убежден в том, что такая постановка проблемы заслуживает внимания и отражает современный уровень иконоведения.

  
« назад, в читальный зал