« назад, в читальный зал
                       «АВТОГРАФЫ»

 

С. Есенин 

Один из самых известных русских поэтов. Родился в селе Константинове Рязанской губернии. В 1912 году окончил земское училище и учительскую школу в Спас-Клепиках и уехал в Москву. В 1915 году перебрался в Петербург. «Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я в первый раз видел живого поэта». Впрочем, поэтический романтизм всегда уживался в Есенине с вполне реальным отношением к жизни. Поэт Анатолий Мариенгоф вспоминал слова Есенина: «Трудно тебе будет, Толя, в лаковых ботиночках и с проборчиком волосок к волоску. Как можно без поэтической рассеянности? Разве витают под облаками в брючках из-под утюга! Кто этому поверит? Вот смотри  Белый. И волос уже седой, и лысина величиной с вольфовского однотомного Пушкина, а перед кухаркой своей, что исподники ему стирает, и то вдохновенным ходит… А еще очень невредно прикинуться дурачком. Шибко у нас дурачка любят. Каждому надо доставить свое удовольствие. Знаешь, как я на Парнас восходил? И Есенин весело, по-мальчи-шески захохотал: Тут, брат, дело надо было вести хитро. Пусть, думаю, каждый считает: я его в русскую литературу ввел. Им приятно, а мне наплевать. Городецкий ввел? Ввел. Клюев ввел? Ввел. Сологуб с Чеботаревской ввели? Ввели. Одним словом, и Мережковский с Гиппиусихой, и Блок, и Рюрик Ивнев. К нему я, правда, первому из поэтов подошел — скосил он на меня, помню, лорнет, и не успел я еще стишка в двенадцать строчек прочесть, а он уже тоненьким таким голосочком: “Ах, как замечательно! Ах, как гениально! Ах…” и, ухватив меня под ручку, поволок от знаменитости к знаменитости…»

В 1916 году вышла первая поэтическая книжка Есенина «Радуница». За ней сборники «Иисус-младенец» (1918) и «Сельский часослов» (1918). В 1919 году с поэтами Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем основал поэтический «Орден имажинистов». «Это были годы,  вспоминал Шершеневич, — когда легче было сосчитать часы, которые мы, Есенин, Мариенгоф, Кусиков и я провели не вместе, чем часы дружбы и свиданий». К трем «командорам» скоро присоединились поэты И. Грузинов, А. Кусиков, М. Ройзман и совсем юный Николай Эрдман. Уже к концу года в Москве работало литературное кафе имажинистов «Стойло Пегаса», оформленное художником Г. Якуловым, и два книжных магазина, где за прилавками стояли сами поэты. Им же принадлежал небольшой кинотеатр «Лилипут». Выручаемые средства шли на жизнь и на издание книг. «Уж  очень трудно стало у нас с книжным делом в Москве,  жаловался Есенин поэту А. Ширяевцу в июне 1920 года. Почти ни одной типографии не дают для нас, несоветских, а если и дают, то опять не обходится без скандала». Сборники «Преображение» (1921), «Трерядница» (1921), «Пугачов» (1922) вышли в кооперативных имажинистских издательствах.

В конце 1921 года Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, приглашенной наркомом просвещения А. В. Луначарским в Советскую Россию. Вместе с нею совершил большое путешествие в Европу и Америку. Заграница Есенину не понравилось. «Сижу в Остенде, — писал он Мариенгофу.  Паршивейшее Бель-Голландское море и свиные тупые морды европейцев. От изобилия вин в сих краях я бросил пить и тяну только сельтер. Из Москвы нам казалось, что Европа  это самый обширнейший район распространения наших идей в поэзии, а отсюда я вижу: боже мой, до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет такой страны и быть не может».

После поездки за границу (с 10 мая 1922 года по 3 августа 1923 года), имажинизм стал Есенину тесен. «Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это связывает его по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово». В разрыве с имажинистами большую роль сыграла и личная ссора Есенина с Мариенгофом, и болезненная тяга поэта к алкоголю. «Вернувшись в Москву,  вспоминал поэт Владислав Ходасевич,  глубоко погрузясь в нэповское болото, ощутив всю позорную разницу между большевистскими лозунгами и советской действительностью даже в городе,  Есенин впал в злобу. Он снова запил, и его пьяные скандалы сперва приняли форму антисемитских выходок. Тут отчасти заговорила в нем старая закваска, и злоба Есенина вылилась в самой грубой и примитивной форме». В 1924 году благодаря покровительству некоторых крупных партийных деятелей (Троцкого, в частности) был даже отдан приказ по милиции — доставлять Есенина в участок для вытрезвления и отпускать, не давая делу дальнейшего хода. Но меры эти не могли принести успеха.
«Я человек, познавший Истину, 
говорил Есенин. Я не хочу более носить клички христианина и крестьянина». Покончил с собой в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в Ленинграде.

 

В. Иванов

 Поэт, филолог, философ. Родился в Москве. В 1886 году окончил два курса историко-филологического факультета Московского университета. Продолжил образование в Берлине под руководством знаменитого историка Моммзена, специалиста по древнему Риму. Всю жизнь занимался древней Грецией, много путешествовал, собирая материалы об эллинском культе Диониса. В 1904 году в журнале «Новый путь» появилось исследование Иванова «Эллинская религия страдающего бога», а в 1905 году в «Вопросах жизни» «Религия Диониса».

Как поэт выступил в печати в 1903 году. Книга лирики «Кормчие звезды» прошла практически незамеченной, но следующая  «Прозрачность» (1904) сразу ввела Иванова в круг лидеров символизма. Иванов намеренно употреблял архаичный словарь, его стихи перенасыщены мифологическими, литературными, культурными аллюзиями, но всегда музыкальны. Поэт был убежден, что в любом талантливом произведении искусства живет, прежде всего, скрытая музыка. «И это не потому только, что ему  произведению искусства  необходимо присущи ритм и внутреннее движение; но сама душа искусства музыкальна. Истинное содержание художественного изображения всегда шире его предмета. В этом смысле оно всегда символично; но то, что оно объемлет своим символом, остается для ума необъятным и несказанным для человеческого слова. Чтобы произведение искусства оказывало полное эстетическое действие, должна чувствоваться эта непостижность и неизмеримость его конечного смысла». О внутренней «темности» стихов Вячеслава Иванова ходило множество анекдотов. Например, такой. Великий князь Константин (писавший стихи под прозрачным псевдонимом К. Р.), обходя строй Петербургского кадетского корпуса, увидел приемного сына В. Иванова  Костю Шварлсалона.  «Поэт Вячеслав Иванов твой отчим?» «Так точно, Ваше императорское высочество». «Ты читал его стихи?» «Так точно, Ваше императорское высочество». «Ты понял их?» «Так точно, Ваше императорское высочество». «Значит, ты умнее меня,  покачал головой Великий князь. Я ничего не понял».

Через квартиру Иванова (знаменитую «Башню» в верхнем этаже дома на Таврической улице в Петербурге) прошли чуть ли не все известные и молодые поэты той поры — К. Бальмонт, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, М. Кузмин, А. Блок, С. Городецкий, М. Волошин, Н. Гумилев, А. Ахматова, В. Брюсов, Андрей Белый, М. Цветаева. Иванов умел восторгаться любым проблеском дарования. В «Башне» зародились идеи «мистического анархизма», в утверждении которого Иванов сыграл огромную роль. В 1911 году вышел сборник стихов Иванова «Cor ardens», в 1912 «Борозды и межи», тогда же «Нежная тайна»; в 1918  «Младенчество» и трагедия в стихах «Прометей», а в 1920 году Иванов закончил «Зимние сонеты» может быть, высшее свое поэтическое достижение. В те же годы вышли книги статей «Кризис гуманизма» (1918) и «Переписка из двух углов» (1921, в соавторстве с М. Гершензоном).

Из советского Петербурга перебрался в советский Азербайджан. Преподавал в Бакинском университете, защитил там диссертацию на степень доктора классической филологии «Дионис и прадионисийство». В 1924 году получил, наконец, заграничную командировку и уехал в Италию. Эмигрантом никогда себя не считал, жил с советским паспортом до конца тридцатых годов. В Париже в 1939 году вышла поэма «Человек». Глубокие раздумья привели поэта к христианству в его католическом варианте. Преподавал русский язык и литературу в университете города Павия, переводил Данте и Петрарку. Незадолго до смерти завершил работу над сборником «Свет вечерний», в котором собрал все свои стихи 1914–1944 годов.

 

      « назад, в читальный зал