АВТОГРАФЫ
Как известно, книги имеют свою судьбу, и это есть истина,
проверенная веками.
В этом смысле, поэтический сборник «Автографы», увидевший свет
весной 1919 года в Москве, никакой такой особенной «судьбы» не
имеет. Можно также сказать, что он разделил судьбу сотен подобных
«самостийных» изданий того времени (а его появление в ту пору, в
общем-то, не стало заметным событием литературной жизни),
затерявшихся впоследствии в архивных разделах книжных палат и
библиотек и ныне лишь изредка возникающих в каталогах антикварных
книжных аукционов и выставок. Сегодня интерес к этому сборнику
проявляют разве что дотошные литературоведы, которых интересует
любая подробность творческих биографий изучаемых ими поэтов, и
прежде всего – Константина Бальмонта, Сергея Есенина и Бориса
Пастернака.
Но если вспомнить другую часто встречающуюся (и тоже
претендующую на истину) фразу о том, что «книги имеют запах
времени», то по отношению к нашему сборнику это справедливо чуть ли
не в буквальном смысле, и в этом плане он дает возможность для
гораздо более широкого и вдумчивого разговора о времени и о поэзии.
Можно смело утверждать, что ни в какую иную эпоху эта книжица
появиться не могла. Причем временные рамки очерчены очень узко: это
даже не двадцатые советские годы, а самый конец десятых. Да и по
месту «Автографы» привязаны предельно точно. Что мы знаем об этом
времени? В контексте политической и экономической истории нашего
государства то была эпоха военного коммунизма и гражданской войны. А
как существовали в ту пору литература и искусство, те люди, с
именами которых мы это существование отождествляем? Да даже и о
жизни простых людей, составляющих большинство населения (в нашем
случае, населения Москвы) современный житель имеет смутное
представление.
Попытаемся немного подробнее рассказать об этом весьма
своеобразном социально-политическом и культурно-историческом
хронотопе: Москва 1918-го – 1919-го годов.
Воспроизведение библиографических и антикварных редкостей –
одно из направлений деятельности новосибирского издательства “Свиньин и
сыновья”. Рукописный поэтический сборник “Автографы”, объединивший
поэтов и художников, изданный в Москве в 1919 году, в эпоху Гражданской
войны и военного коммунизма – картина эпохи развернута в предисловии, –
был издан, по-видимому, имажинистами, представленными всем составом и с
Есениным. Кроме них, в сборнике участвуют К. Бальмонт, Вяч. Иванов,
В. Каменский, И. Рукавишников, Б. Пас-тернак.
В качестве поэта здесь присутствует и нарком А. Луначарский, благодаря
которому люди культуры, поставленные на грань физического выживания,
вернулись в сравнительно сносное положение. Из художников – П.
Кончаловский, А. Моргунов, Н. Розенфельд, С. Светлов и Г. Якулов.
Биографические статьи об авторах сборника в сжатой форме излагают
главные вехи их жизни и творчества, что производит художественный
эффект.
Анна Кузнецова
Журнал «Знамя» 2011, № 6
Представляемая здесь
книжка – "Автографы"
– будет интересна, как уже сказано, любителям поэзии, книжной графики и
собирателям редких книг.
А вот полезна она будет прежде всего старшеклассникам и
учителям-словесникам, потому что самое главное в ней, по-моему, всё-таки
не столько стихи, большая часть из которых вполне посредственна
(исключая замечательное стихотворение К. Бальмонта и хрестоматийный
текст
С. Есенина), и не рисунки, набросанные мастерами явно ради куска хлеба,
а едва
ли не исчерпывающая тему вступительная статья, внятно, толково,
основательно рассказавшая и об эпохе, и о каждом из авторов рукописных
сборников, и о самом этом феномене – рукописной книги. Её авторы –
издатель В. Свиньин и питерский литературовед Е. Белодубровский, по
сути, написали главу для нетрадиционного учебника, или, лучше сказать,
книги для дополнительного чтения – того самого чтения, которое не просто
в занимательной форме преподносит необходимые знания, но пробуждает к
чтению и учению интерес. А это дорогого стоит, это, я думаю, стоит
дороже, чем сохранный оригинал "Автографов" 19-го года, оценивающийся
нынче букинистами в 20 тысяч рублей.
Помимо вступительной статьи, в издании представлены гораздо менее
информативные и, соответственно, менее интересные очерки об авторах,
базирующиеся главным образом на книжке Геннадия Прашкевича "Самые
знаменитые поэты России", вышедшей 8 лет назад в московском издательстве
"Вече". Все подобные и отчего-то возлюбленные в последние годы
издателями сборники и антологии (как-то "Сто лучших...", "Тыща
знаменитых..." и т. п.) страдают поверхностностью, приблизительностью и
произвольным составительским отбором, а равно и произволом
индивидуального вкуса составителей, зачастую отсекающим у представляемых
авторов главное и лучшее в их творчестве. Тем не менее общее добротное
впечатление, уже сложившееся у читателя после знакомства с вступительной
статьей, остается и от книжки в целом, со вкусом оформленной В.
Головиным и проиллюстрированной портретами и живописными работами
участников сборника. Последние – портреты и живописные работы –
скрашивают также и в целом не слишком интересные очерки об авторах.
В общем же, "Автографы" представляются мне большой удачей
издательства и, если не началом новой серии обретающих вторую жизнь
раритетов (поскольку были уже у "Свиньина и сыновей" подобные
прецеденты – вспомним хоть книжки Святополка-Мирского), то одним из
удачнейших выпусков антологии поэтических редкостей нашего
издательства, которая со временем может вырасти в полноценную
библиотеку.
Рецензент: Распопин В. Н.
http://www.raspopin.den-za-dnem.ru/index_b.php?text=396
« назад, на стр.
"Наши книги 1" |