АВТОГРАФЫ
     Как известно, книги имеют свою судьбу, и это есть истина, проверенная веками.
В этом смысле, поэтический сборник «Автографы», увидевший свет весной 1919 года в Москве, никакой такой особенной «судьбы» не имеет. Можно также сказать, что он разделил судьбу сотен подобных «самостийных» изданий того времени (а его появление в ту пору, в общем-то, не стало заметным событием литературной жизни), затерявшихся впоследствии в архивных разделах книжных палат и библиотек и ныне лишь изредка возникающих в каталогах антикварных книжных аукционов и выставок. Сегодня интерес к этому сборнику проявляют разве что дотошные литературоведы, которых интересует любая подробность творческих биографий изучаемых ими поэтов, и прежде всего – Константина Бальмонта, Сергея Есенина и Бориса Пастернака.
     Но если вспомнить другую часто встречающуюся (и тоже претендующую на истину) фразу о том, что «книги имеют запах времени», то по отношению к нашему сборнику это справедливо чуть ли не в буквальном смысле, и в этом плане он дает возможность для гораздо более широкого и вдумчивого разговора о времени и о поэзии. Можно смело утверждать, что ни в какую иную эпоху эта книжица появиться не могла. Причем временные рамки очерчены очень узко: это даже не двадцатые советские годы, а самый конец десятых. Да и по месту «Автографы» привязаны предельно точно. Что мы знаем об этом времени? В контексте политической и экономической истории нашего государства то была эпоха военного коммунизма и гражданской войны. А как существовали в ту пору литература и искусство, те люди, с именами которых мы это существование отождествляем? Да даже и о жизни простых людей, составляющих большинство населения (в нашем случае, населения Москвы) современный житель имеет смутное представление.
     Попытаемся немного подробнее рассказать об этом весьма своеобразном социально-политическом и культурно-историческом хронотопе: Москва 1918-го – 1919-го годов.

 

       Воспроизведение библиографических и антикварных редкостей – одно из направлений деятельности новосибирского издательства “Свиньин и сыновья”. Рукописный поэтический сборник “Автографы”, объединивший поэтов и художников, изданный в Москве в 1919 году, в эпоху Гражданской войны и военного коммунизма – картина эпохи развернута в предисловии, – был издан, по-видимому, имажинистами, представленными всем составом и с Есениным. Кроме них, в сборнике участвуют К. Бальмонт, Вяч. Иванов,
В. Каменский, И. Рукавишников, Б. Пас-тернак. В качестве поэта здесь присутствует и нарком А. Луначарский, благодаря которому люди культуры, поставленные на грань физического выживания, вернулись в сравнительно сносное положение. Из художников – П. Кончаловский, А. Моргунов, Н. Розенфельд, С. Светлов и Г. Якулов. Биографические статьи об авторах сборника в сжатой форме излагают главные вехи их жизни и творчества, что производит художественный эффект.

Анна Кузнецова

Журнал «Знамя» 2011, № 6

     

      Представляемая здесь книжка – "Автографы" – будет интересна, как уже сказано, любителям поэзии, книжной графики и собирателям редких книг.
А вот полезна она будет прежде всего старшеклассникам и учителям-словесникам, потому что самое главное в ней, по-моему, всё-таки не столько стихи, большая часть из которых вполне посредственна (исключая замечательное стихотворение К. Бальмонта и хрестоматийный текст
С. Есенина), и не рисунки, набросанные мастерами явно ради куска хлеба, а едва
ли не исчерпывающая тему вступительная статья, внятно, толково, основательно рассказавшая и об эпохе, и о каждом из авторов рукописных сборников, и о самом этом феномене – рукописной книги. Её авторы – издатель В. Свиньин и питерский литературовед Е. Белодубровский, по сути, написали главу для нетрадиционного учебника, или, лучше сказать, книги для дополнительного чтения – того самого чтения, которое не просто в занимательной форме преподносит необходимые знания, но пробуждает к чтению и учению интерес. А это дорогого стоит, это, я думаю, стоит дороже, чем сохранный оригинал "Автографов" 19-го года, оценивающийся нынче букинистами в 20 тысяч рублей.

      Помимо вступительной статьи, в издании представлены гораздо менее информативные и, соответственно, менее интересные очерки об авторах, базирующиеся главным образом на книжке Геннадия Прашкевича "Самые знаменитые поэты России", вышедшей 8 лет назад в московском издательстве "Вече". Все подобные и отчего-то возлюбленные в последние годы издателями сборники и антологии (как-то "Сто лучших...", "Тыща знаменитых..." и т. п.) страдают поверхностностью, приблизительностью и произвольным составительским отбором, а равно и произволом индивидуального вкуса составителей, зачастую отсекающим у представляемых авторов главное и лучшее в их творчестве. Тем не менее общее добротное впечатление, уже сложившееся у читателя после знакомства с вступительной статьей, остается и от книжки в целом, со вкусом оформленной В. Головиным и проиллюстрированной портретами и живописными работами участников сборника. Последние – портреты и живописные работы – скрашивают также и в целом не слишком интересные очерки об авторах.

     В общем же, "Автографы" представляются мне большой удачей издательства и, если не началом новой серии обретающих вторую жизнь раритетов (поскольку были уже у "Свиньина и сыновей" подобные прецеденты – вспомним хоть книжки Святополка-Мирского), то одним из удачнейших выпусков антологии поэтических редкостей нашего издательства, которая со временем может вырасти в полноценную библиотеку.

 
Рецензент: Распопин В. Н.

http://www.raspopin.den-za-dnem.ru/index_b.php?text=396

 

     « назад, на стр. "Наши книги 1"