Наталья
АРСКАЯ
Родные лица
Иногда бывает
достаточно одного толчка, чтобы родилась идея. Как-то по радио я услышала
музыкальную передачу, в которой прозвучала песня моего деда Павла
Александровича Арского «В парке Чаир распускаются розы» – очень модное в
30–40-х годах прошлого века танго. Каково же было мое удивление, когда
диктор сказал, что автор слов не известен. Ну, вот, возмутилась я, им даже
лень покопаться в литературе. Вскоре по одному из каналов телевидения прошла
литературная передача, где ведущий упомянул широко известные строки из
стихотворения деда «Красное знамя»: «Царь испугался, // Издал манифест: //
Мертвым – свобода! // Живых – под арест!», но их автором назвал совсем
другого поэта. Я было снова возмутилась, а потом подумала: это
закономерность – современная молодежь совершенно не знает отечественной
литературы.
Между тем Павел Александрович был известным в 20-е годы
поэтом и драматургом, активным деятелем Пролеткульта – просветительской
организации, много сделавшей для развития советской культуры. Кроме всего,
он еще был старым большевиком: участвовал во всех трех русских революциях,
сидел в тюрьмах и Петропавловской крепости, брал в октябре 1917 г. Зимний
дворец.
Просмотрев современные учебники по
литературе и энциклопедические словари, я обнаружила, что имена многих
поэтов и писателей советской эпохи в них отсутствуют. Что уж говорить про их
произведения – они давно нигде не печатаются и не переиздаются. Тогда у меня
и появилась мысль написать книгу о своем деде-поэте, его работе в
Пролеткульте и Союзе писателей. Однако, как это часто бывает, одна тема
потянула за собой другую. Рассказывая о Павле Александровиче, я не могла
обойти стороной мою бабушку Анну Михайловну Арскую, тоже очень интересного
человека. Именно от нее я многое слышала об их жизни с дедом в Петербурге
(тогда Петроград, Ленинград) в 20-е годы, их литературном окружении,
встречах с известными поэтами и писателями. Сама бабушка работала во
Всесоюзном управлении по охране авторских прав, так что тоже была тесно
связана с литературным миром. И жили мы в писательском доме в проезде
Художественного театра (ныне Камергерский переулок), где у нас было много
знакомых писателей, ныне незаслуженно забытых. Так постепенно границы моей
книги стали раздвигаться, и появились разделы о нашем писательском доме,
моих родителях и их друзьях, других наших родных и близких, среди которых
было немало незаурядных личностей.
« назад,
на стр. "Наши книги 1" |