« назад, в читальный зал

Игорь ЕФИМОВ

    
ЯСНАЯ ПОЛЯНА

 Предуведомление

     В этом сценарии практически нет ни одного слова, сочинённого автором. Все монологи, реплики, комментарии и диалоги взяты из писем, дневников, воспоминаний супругов Толстых, их детей и родственников, их друзей и знакомых, навещавших Ясную Поляну в годы 1860–1910, изредка – из прозы Л. Н. Толстого.
    Существует вполне оправданное предубеждение против «копания в личной жизни» великих людей. Однако щепетильный читатель/зритель должен иметь в виду, что граф и графиня Толстые с самого начала своего супружества взяли за правило не иметь никаких тайн не только друг от друга, но и от широкого круга своих знакомых и современников. Они давали друг другу читать свои дневники и письма к другим лицам, при жизни открывали доступ к этим материалам и своим детям, и родственникам, и биографам. В начале 1900-х Софья Андреевна предприняла долгий труд по переписке начисто дневников своего мужа, чтобы ещё при его жизни сдать их в Исторический музей. Сам Лев Николаевич давал своим дочерям читать его дневники и делать из них выписки. В какой-то момент часть дневников была отдана для хранения и использования В. Г. Черткову. Всё это свидетельствует о том, что Толстые хотели быть услышанными. Они верили, что их душевный опыт поможет людям открыть какие-то важные тайны нашего бытия на Земле. Вглядываясь в их жизнь, мы не должны чувствовать себя припавшими к замочной скважине, а наоборот – приглашёнными в зрительный зал, где на сцене разыгрывается реальная драма их жизни, достигающая порой накала – и безысходности – греческих трагедий.
     Многие друзья и близкие родственники супругов Толстых смутно ощущали надличную важность того, что происходило между этими двумя, и пытались оставить нам свидетельства и зарисовки. Подробные дневники вели музыкант Гольденвейзер, домашний врач Маковицкий, секретарь Н. Н. Гусев, дочь Александра Львовна. Ближайший друг и наперсник, Владимир Григорьевич Чертков, копировал и сохранял чуть ли не каждое письмо, написанное Толстым, каждую запись на клочке бумаги. Почти все дети впоследствии написали и опубликовали воспоминания о жизни в Ясной Поляне. Наверное, с таким же волнением следили зрители за первыми пассажирами воздушного шара: уцелеют или разобьются? Могут ли двое сохранить свою любовь под испепеляющим светом полной искренности или обречены на катастрофу?
     Поскольку каждая запись в дневнике одного из супругов предназначалась для прочтения другим, мы имеем право прочитать эти дневниковые записи как бесконечный диалог. Режиссёр волен выбрать свои сценические приёмы для переноса этого диалога на экран телевизора или театральную сцену. Но автору представляется наиболее художественно оправданным такое построение мизансцены, при котором персонажи обращены чаще лицом не друг к другу, а к зрителю. Они могут даже присутствовать одновременно на разделённом надвое экране. Вообразим, что телевидение было изобретено на сто лет раньше: весьма вероятно, что в этом случае Толстые оставили бы нам не записи, сделанные пером, а телевизионные ленты со своими исповедями, которые бы оставалось только смонтировать в хронологической последовательности.
     Также режиссёру предстоит решить важный вопрос: главные персонажи должны постареть по ходу действия на пятьдесят лет; искать ли помощи гримёров или использовать разных актёров для первых и последних актов? Возможно, это будет в значительной мере определяться бюджетом и сроками постановки, а здесь автор уже не властен и должен полностью довериться продюсерам. Возраст персонажей в каждой сцене легко определить по датам их жизни, приведённым в конце.
     Если того требовали законы драматургии, в некоторых сценах строгая документальность и хронология событий были нарушены. Так, например, скачки башкирских конников были устроены Толстым в его Самарском имении не в 1873 году, а двумя годами позже. Сцена, в которой сын Лев лепит бюст отца, помечена 1901-м годом, хотя имеющиеся документальные свидетельства относят сеансы позирования к более позднему времени. И так далее.
     При работе автор пользовался многими опубликованными источниками, большинство их упомянуто в библиографии, помещённой в конце. Бесценную помощь в добывании этих книг оказали мне Лев и Ирина Самаровы, в течении года они отыскивали и слали мне домой нужные издания. Также щедро делились сокровищами из своих домашних библиотек или перебрасывали мне «книги про Толстого» Михаил Беломлинский, Лев и Таня Гордон, Ирина Жежко, Галина Звягина, Виктор и Лиля Панн, Марк и Марина Подгурские, Владимир Порудоминский, Алик Рабинович, Семён Резник, Ирина Рейфман, Ирина и Эдуард Служевские, Виктор и Людмила Штерн, Гриша и Саша Эйдиновы.
     Отдельную и огромную благодарность автор должен выразить штату Пенсильвания. Электронное объединение каталогов всех пенсильванских библиотек позволило ему в скромном провинциальном городке получить лёгкий доступ к многомиллионному книжному собранию. Наши дети, конечно, уже пользуются всеми чудесами Интернета и Гугла без всякого удивления. Но мы – мы будем испытывать благодарность и изумление до конца дней своих. Игорь Ефимов

        « назад, в читальный зал