Скакун Наталья. Дырки
на карте
«Книжная
витрина» 27
июня 2008 г.
Яранцев
Владимир.
Ощущение выморочности
российской нашей забубенной жизни есть у каждого отечественного писателя. В
большей или меньшей мере, врожденное или приобретенное. У
писательницы-дебютантки из красноярской глубинки Натальи Скакун оно
постоянное, как наследственная черта характера. Пишет ли она об искателях
клада и прочего дарового счастья (рассказы «Краевед», «Муравчик»), нуворишах
и нуворишицах деревенского пошиба («Каша», «Браток») или о неудачниках по
жизни или по болезни («139 километр», «Милиционер»). Но даже когда автор
пытается писать семейную хронику, как это происходит в большом рассказе о
нечаянном доме престарелых и его опекунше («Бабкин дом»), жуть
провинциальной жизни неустранима. Она поджидает ее героев за каждым
поворотом их безрадостных судеб.
Так, Волков из
кладоискательского рассказа, покупая механизм для определения подземных
драгметаллов, вместе с ним приобретает невидимку из прошлого (помощника и
голос совести одновременно) – из того времени, когда нынешние клады еще были
живыми деньгами – эквивалентами нормальной жизни. На этом дореволюционном
фоне современность выглядит сплошным кладбищем и может радовать только
мародеров-кладоискателей. Подобно героям Мамлеева или Петрушевской,
персонажи рассказов Скакун остро чувствуют смерть, сожительствуют с нею, как
с гражданской женой, не отличая от алкогольных галлюцинаций. Об этом, с
непосредственно-кладбищенским юмором, рассказывается в «Delirium tremens» –
записи бреда «Шурика-алкаша», раздвоившегося в «Шурика культурного». Этот
последний и узнает из газеты о том, что «послезавтра найдут труп» его
горемычного двойника. Реальности остается только подтвердить этот бредовый
прогноз образом преданного кота, оборонявшего своего покойного хозяина от
крыс всю эту «делириумную» ночь.
В другом рассказе
неопытный милиционер Андрюшка, вынужденный сторожить умершего маргинала
Генку, постепенно осваивается в жуткой обстановке. И ему уже кажется, что
его подопечный «не мертвец, а свой пацан в компании». После этого самого
Андрюшку «больше никто в милиции не видел». Возможно, он пополнил ряды
юродивых, таких как Федя-«мокрица», который обязательно «разнюнится» вблизи
того, «кто на кого-то зло держит». Или как журналистка Катя, уехавшая на 139
километр в «затхлый дом» то ли жить, то ли умирать. Оказалось, что все-таки
умирать. Там ее уже давно поджидали: «Распахнулась дверь темнеющего неба –
входи, Катя, входи. Уже можно».
То же самое небесное
«можно», только в образе плаката «ПРИНИМАЕМ», видят «приречные жители» одной
юродивой деревеньки – на облупленном пароходе, явно с того света. Все,
побывавшие на нем, каким-то чудом переходят из жутко-выморочного измерения
жизни в нормальное, человеческое. Васька в ней наловил много «крупной,
отборной» рыбы, милиционер стал героем чеченской войны, Эмма Шпильман подала
весть из вожделенной Германии, красавицы сестры вышли замуж, одна «так даже
за писателя-француза», а «пятеро ветеранов ВОВ отдохнули в Сочи – вернулись,
как огурчики из морского рассола».
Не
так ли и все герои Скакун, из которых можно составить целую деревню чудаков
и юродивых, неудачников и «алкашей», жаждут отдохнуть от жизни? Той, которая
на самом деле является не жизнью, а бредом, лишь по недоразумению или
недосмотру свыше оказавшимся жуткой реальностью. Летописцем этой
полуреальности и живописцем «никем не замеченных» обитателей «родной Балахты
или любой другой дырки на карте» и суждено было стать талантливому автору
этой невеселой книги.
|