|
«Книжная витрина» № 12, июнь 2007 г.
Прашкевич Г.М.
Красный сфинкс:
История русской фантастики
от В.Ф.Одоевского до Бориса Штерна
Летопись тайн и фантазий
Эта история русской фантастики в персоналиях не так проста, как может показаться. Начинать читать ее нужно с заглавия.
Что за сфинкс, почему красный? Сфинкс – это странное, синкретическое существо; он задает загадки.
Красный – наиболее агрессивный цвет, символизирующий кровь, гнев, огонь, страсть, раны, войну, кровопролитие, опасность, угрозу,
революцию, силу, анархию, мужество и смерть (Словарь символов). Нечто тревожное и таинственное проступает за феноменом русской
фантастики.
В книге сорок семь очерков о жизни и творчестве сорока девяти писателей (последний – сам автор,
про него в послесловии написал В.Ларионов). Самый старший родился в 1800 году, самый молодой – в 1947-м. Обзор не исчерпывающий,
из него выпали многие равно-масштабные фигуры (частью они перечислены в послесловии). С кем-то
Геннадий Прашкевич был хорошо знаком, кто-то был его другом, но, кажется, не в этом критерий отбора. Автор преследовал
определенную цель, вот и вышла в результате цельная картина, деталями и мазками которой стали книги и судьбы.
В. Ф. Одоевский, О. И. Сенковский, А. К. Толстой – эти трое, по мнению автора, определили в первой
половине XIX века направления развития русской фантастики. Были они чудаками, чуть инфантильными, разбрасывающимися,
увлекающимися людьми. Прашкевич мало говорит от себя, оперирует преимущественно цитатами: свидетельствами современников
и выдержками из произведений. Это похоже на дайджест, но из кусочков разных текстов получается интересная мозаика,
напоминающая собственную прозу автора. У него особенный взгляд, он складывает типическое из необычного – курьеза, казуса,
анекдота. Но именно так можно увидеть самовоспроизводящийся тип талантливого русского фантазера.
В летописи Прашкевича есть фигуры, выдающиеся из ряда. Гоголь, А. Н. Толстой, Грин, Платонов...
Масштабы их дарования не укладываются в пиксель «фантастика». Но исключения оттеняют правило. С имен Богданова, Циолков-ского,
Итина все ясней прорисовывается характерный облик русского фантаста. Человек среднего литературного дарования,
он необыкновенно разносторонен и трудолюбив. Он активно интересуется всем – в природе и в челове-ческой жизни ему видятся
зияющие тайны и не найденные ; возможности. Даже ничтожный повод способен запус-тить механизм его воображения.
Он пишет просто, доступно, ориентируясь на подобных себе людей, но в результате захватывает широчайшие массы читателей,
в особенности, юношества, молодежи. Как правило, у фантаста естест-венно-научное или техническое
образование, он во многом самоучка, самородок, что не мешает подняться до акаде-мических высот,
подобно Обручеву или Ефремову. Он новатор, изобретатель, путешественник. В сочинительство, в литературу он идет,
когда не хватает ресурсов техники, когда житейские возможности не успевают за мыслью. В силу своей неуемности фантаст
уязвим, он всегда в группе риска. Чаянов, Буданцев, Ясенский – расстреляны в тюрьмах, фронтовой корреспондент
Розенфельд погиб в окружении.
Исключения подтверждают правило. Александр Беляев получил духовное и юридическое образование
и не мог из-за тяжелой инвалидности жить активно. Но фантастика стала для него инструментом расширения мира, способом
обретения самых невероятных способностей. В своем воображении и на бумаге он плыл под водой, летал в воздухе, поднимался
в космос.
Фантасты очень любят тайны. «Тайна двух океанов» Григория Адамова, «Морская тайна» Михаила
Розенфельда – довоенные романы, они полны заговоров и шпионов. В написанном в то же время «Пылающем острове» Казанцева
тоже не обошлось без владеющего джиу-джитсу японского агента, но там появляется и тайна Тунгусского метеорита. Позже Александр
Петрович Казанцев стал пионером самой таинственной паранауки – палеоастронавтики. Таинственно, что автор не упомянул об этом.
А вот в книгах Леонида Платова фантастики почти что и нет, но их автор фантаст по духу. И его «Секретный фарватер»,
и «Архипелаг исчезающих островов» насквозь пронизаны романтическим духом тайны. Рассказывая о своем наставнике – Иване
Ефремове – Геннадий Прашкевич не упомянул о собственных встречах с ним, но зато остановился на связанных с этим человеком
таинственных легендах.
Георгий Гуревич, Сергей Снегов – эти люди связывают два поколения советских писателей. Их книги,
как и книги Войскунского и Лукодьянова, Биленкина, Шефнера, стоят на полках магазинов, изданные в мемориальных сериях.
Забывается Виктор Колупаев, исчезают книги рано ушедшего Бориса Штерна. Мало пишут сейчас Сергей Павлов и Ольга Ларионова.
А Владимир Михайлов, братья Стругацкие, Владислав Крапивин, Кир Булычев – долго еще будут современными и востребованными,
хоть и не все из них сегодня живы.
Ценнейшая сторона «Красного сфинкса» – иллюстрации. Обложки старых изданий, рисунки с детства
запомнив-шихся художников. Не промолчу о том, что в списке их имен, приведенном на последней странице, есть опечатка:
иллюстратора «Пылающего острова» Макарова звали Георгий. Его сын Юрий потом рисовал для «Искателя» и детгизовской «золотой
рамки», в которой выходили Стругацкие. Братьям его работы не очень нравились, но читатели того времени, до сих пор
представляют их персонажей именно так, как изобразил он.
«Красный сфинкс» – большая книга, и всем неравнодушным к теме стоит читать ее медленно.
Для рецензента такое удовольствие не всегда доступно, он вынужден торопиться. Остается непроходящее ощущение пропущенного
ключа, так и не разгаданной тайны. Придется к этому возвращаться и о результатах дополнительных исследований будет сообщено.
Ну и вы, читатели, если продвинетесь в решении загадок дальше – скажите.
Валерий Иванченко
|