|
Писать про хорошие книги...
Елена Каракина. «По следам
«Юго-Запада». Новосибирск, 2006
Елена Каракина, молодая одесситка, знаток родного
города, ныне - ученый секретарь городского Литературного музеи, автор
«Прогулок по Одессе» и «Рассказов о музее», многого другого... Последнюю по
срокам ее книгу издали вовсе не в родном городе, а в Сибири, в издательстве
«Свинин и сыновья». и тираж, вестимо. - лишь тысяча экземпляров..
«Юго-Запад», которому посвящена книга, – конечно же, знаменитая школа
прозаиков и поэтов, родом одесситов, окрасившая в свой цвет печатную
продукцию 20-30-х годов прошлого века это Бабель и Багрицкий, Ильф – Петров
и Олеша, Инбер и Кирсанов, Славин и Чуковский.. Ну, и сбоку (т. е за
границей) – Жаботинский. Прежде всего Каракина пишет о городе – превосходно.
Живо, без ученой нудятины, без сантиментов с «чувственностью»...
Удовольствие читать. Но главное, о каждом из великих и даже менее великих
земляков она сумела написать именно то, чего до нее. по-моему, никто в
литературоведении особо не замечал. Буквально о каждом из персонажей.
Вот Багрицкий – в ее,
разумеется, видении: «По масштабу таланта он должен был вы стоять в одном
ряду с Ахматовой, Цветаевой, Пастернаком и Мандельштамом. И стоял бы. Если…
Казалось бы, чего же еще нет? Наверно, нравственной позиции» (стр. 66-67).
Каракина сравнивает поэта с кумиром его молодости – Владимиром Маяковским:
так же безмерно талантлив, так же готов –часто искренне, вот что важно, –
приспособиться к эпохе всеми точками. Да, к великой эпохе. кто спорит! Но
талант этого никому не дозволяет... Вырабатывается характер, предельно
безответственный, – даже в быту. Автор явно с удовольствием цитирует
Катаева, уловившего главный конфликт в жизни великого поэта и потребностей
времени. «Хотя ему не суждено было торговать неграми, как Рембо, он не без
успеха занимался делишками в том же духе... Но отовсюду его выгнали, так как
ни на какую работу он не годился. Он умел лишь писать великолепные стихи. Но
они-то как раз никому не были нужны. Съесть полфунта колючего хлеба было для
него счастьем, а посидеть в теплой комнате – невероятным, сказочным сном»
(стр. 76-77). И умер-то, не дожив до сорока, чуть позже, чем Пушкин, – но не
от пули же...
Рядом с ним жил земляк,
тоже великолепно одаренный, но прозаик – Олеша: «Попытка восстановить жизнь.
Хочется до безумия восстановить ее чувственно. Пусть в эпоху наибольшего
движения масс возникнет книга об одиночестве» (стр. 93). Ну, кто бы такую
книгу ему пропустил? «Знаете ли вы, что такое террор? Это гораздо
интереснее, чем украинская ночь. Террор – это огромный нос, который смотрит
на вас из-за угла. Потом этот нос висит в воздухе, освещенный прожекторами,
а бывает, что этот нос называется Днем поэзии. Иногда, правда, его называют
Константином Фединым, что оспаривается другими, называющими этот нос...
Алексеем Сурковым» (стр. 98).
Однажды
разоткровенничались земляки, Олеша и Катаев «...Судьбой с самого начала нам
было предназначено стать вечными друзьями-соперниками или даже влюбленными
друг в друга врагами Судьба дала ему. как он сам однажды признался во хмелю,
больше таланта, чем мне. зато мой дьявол был сильнее его дьявола Что он имел
в виду под словом “дьявол”, я так уже никогда и не узнаю» –ох, лукавил
Валентин Петрович (стр. 103). Ибо «дьявол»самого Катаева описан в книге
просто великолепно. Ведь все мы в 70-60-е годы про себя знали, что Катаев
неожиданно превратился на старости лет в лучшего советского прозаика – но с
чего произошло странное превращение в конце жизни? У Каракиной возникло
оригинальное объяснение. Она нашла такую фразу, которую про юного Катаева
сказал в 1919 года Осип Мандельштам. «В нем есть настоящий бандитский шик».
И он всегда, с самого начала, был талантлив, и он всегда ставил себе целью
жить хорошо. Сладко. Богато. Жрать вкусно, одеваться шикарно. И всегда умел
продаваться – великолепно. С чутьем мастера Но продавал он сознательно
только перо, а не душу. Для себя самого, ох, многое понимал и многое умел И
наращивал год за годом профессиональное мастерство – умение выпукло сделать
фразу. умение описать деталь... Когда к концу жизни полегчало – выдал
накопленное на-гора Да и тогда оставался собой, то есть циником до предала.
Но все-таки – циником с бандитским шиком/
Конечно, в краткой рецензии написать обо всех
персонажах нельзя – но как хорошо все схвачены! И Бабель («Почему у меня
непреходящая тоска? Потому что я далек от дома, потому что разрушаем, идем,
как вихрь, как лава, всеми ненавидимые. Разлетается жизнь, я – на большой
непрекращающейся панихиде»), и Ильф, и Петров, и Инбер (глава о ней –
«Двоюродная сестра» Троцкого). Кирсанов..
Мне жалко тех, кто ее не
прочитает.
Михаил
Хейфец (газета «Вести», Израиль, декабрь 2007). |