Была
когда-то на свете (а может, и теперь есть) маленькая, потертая, грязная
книжка. В этой книжке таилась волшебная сила. Кто брал ее в руки, тот
делался добрым, веселым, хорошим, и главное – тот начинал любить всех и
только и думал о том, как бы и всем было так же хорошо, как и ему. Купец не
обманывал больше, богатый думал о бедных, большой барин больше не думал, что
он не ошибается и что в его голове может поместиться весь мир. И все потому,
что тот, кто держал книжку волшебную, любил в эту минуту других больше, чем
себя. Но когда книжка случайно выпадала из рук того, кто держал ее, он опять
начинал думать только о себе и ничего больше не хотел знать. И если книжка
вторично попадалась на глаза, ее отбрасывали ногами, а то с помощью щипцов
бросали в огонь. Книжка как будто сгорала, все успокаивались, но так как
книжка была волшебная, то она сгореть никогда не могла и опять попадалась
кому-нибудь на глаза. Был раз
веселый праздник. Все, кто мог, радовались. Но маленький больной мальчик не
радовался. Его всегда мучили всякие болезни, и давно уж весь мир казался ему
аптекой, а все незнакомые люди докторами, которые вдруг начнут насильно
пичкать его разными горькими лекарствами. Никто
этого не любит, и вот почему мальчик, в то время как все дети веселились,
шел, гуляя с своей няней, такой же грустный и скучный, как и всегда. У него
была большая тяжелая голова, которая перетягивала его, и ему легче поэтому
было смотреть вниз, и, может быть, вследствие этого он и увидел маленькую
грязную книжку. И хотя няня и тянула его за руку вперед, он все-таки
настоял на своем и поднял книжку. Он
держал ее, и, чем крепче прижимал к себе, тем веселее становилось у него на
душе. Когда он пришел домой, увидев мать, он закричал радостно: «Мама!» – и
побежал к ней. И хотя по дороге выскочил папа, который читал в это время
одну очень умную книгу о том, как надо обращаться с детьми, и крикнул
сердито своему капризному сыну: «Не можешь разве не кричать?» – мальчик не
обиделся и понял, что папа кричит оттого, что у него нет такой же книжки,
какая была у него. И тетя,
увидав его веселого, не смогла удержать своего восторга, бросилась и начала
его так больно целовать, что в другое время мальчик опять бы расплакался, но
теперь он только сказал:
– Милая тетя,
мне больно, пусти меня, пожалуйста. И хотя
тетя еще сильнее от этого стала его тормошить, он терпел, потому что понимал
теперь, что тетя любит его и сама не понимает, что делает ему своей любовью
больно. Когда наконец мальчик прибежал к матери, он показал ей свою книжку и
сказал счастливый, приседая и заглядывая ей в глаза:
– Книжка... Мать не
знала, конечно, какая это книжка, но она видела, что сын ее счастлив, а чего
ж больше матери надо? Она захотела только еще прибавить ему немного счастья
и, погладив его по голове, ласково проговорила:
– Милый мой
мальчик. Да,
мальчик был очень счастлив, и, когда няня, укладывая его спать, взяла было у
него книжку, он так начал плакать, что няня должна была возвратить ему
книжку, с которой так и заснул мальчик. А ночью
к нему прилетела волшебница фея и сказала:
– Я фея
счастья. Многим я давала свою книжку, и все были счастливы, когда держали
ее; но, когда я брала опять ее от них, они не хотели второй раз принимать
эту книжку от меня. Ты, маленький мальчик, первый, который захотел взять ее
обратно. И за это я тебе открою секрет, как сделать всех счастливыми. И хотя
ты еще очень маленький мальчик, но ты поймешь, потому что у тебя доброе
сердце. И так
как этого именно и хотел мальчик, потому что такова уж была сила волшебной
книжки, то он и сказал фее:
– Милая фея!
Я так хочу, чтоб все, все были так же счастливы, как я: и мама, и папа, и
тот плотник, который сегодня приходил просить работы, и та старушка,
которая, помнишь, шла и плакала оттого, что ей есть нечего, и тот мальчик,
который просил у меня милостыни... все, все, добрая фея!
– А если б
для того, чтобы все были счастливы, тебе пришлось бы умереть?.. Хочешь знать
секрет?
– Хочу!
– Тогда идем! И
прекрасная фея протянула мальчику руку, и они пошли.
Они вышли на
улицу и долго шли. Когда город остался назади, фея показала ему вверх, и
хотя было темно, но там, на верху горы, высоко-высоко, ярко горели окна
волшебного замка. Фея
нагнулась к мальчику и сказала:
– Вот
что надо сделать, чтобы все были счастливы. Там, в этом замке, спит
заколдованная царевна. Чтобы все были счастливы, надо разбудить ее. Но это
не так легко: сон царевны стережет злой волшебник. Ты видишь перед нами ту
большую дорогу, освещенную огнями, что идет прямо в гору? Видишь, сколько
идет по этой дороге детей? Многие из них идут туда, в замок, с тем, чтобы
разбудить царевну, но никто не разбудит! Это волшебная дорога: по мере того
как они подымаются в гору, их сердца каменеют, и, когда они приходят наверх
с своими каменными сердцами, они забывают, зачем пришли, и злой волшебник
громко смеется и бросает их в виде камней вон в ту темную сторону, откуда
слышны эти крики, плач и стоны.
– Это
кто кричит?
– Те,
которые ходят во тьме и в грязи. Они кричат, потому что им страшно и скучно
во тьме, кричат, потому что они в грязи, потому что хотят есть, кричат,
потому что надеются, что проснется царевна и услышит их голодные крики. Злой
волшебник смеется и бросает им вместо хлеба каменных людей, которые, падая,
убивают их, а они, не видя в темноте ничего, думают, что это камни летят в
них с неба или кто-нибудь из них же бросает их, и тогда они убивают друг
друга.
– А зачем
волшебник так делает?
– Он должен их мучить, потому что
только этим темным местом и можно прийти к дороге, ведущей в замок, к
дороге, над которой уже не властна сила волшебника. Но об этом никто не
знает, и пока там и темно, и грязно, и страшно – все хотят попасть на ту
освещенную, но заколдованную дорогу. Какой хочешь идти дорогой? Той ли, где
темно и грязно и нет таких нарядных и веселых детей, какие идут по этой
большой прямо в гору дороге?
– Этой, –
мальчик показал в темную и грязную сторону.
– Ты не
боишься? Там злые дети, они ходят в темноте взад и вперед и, не зная дороги,
кричат и убивают друг друга; там может убить тебя камень волшебника.
Пойдешь?
– Да.
– Идем. Они
пошли, и мальчик увидел вокруг себя страшные лица злых детей.
– Дети! Идите
за мной! Я знаю дорогу!
– Где, где?
– Сюда, сюда,
идите за мной!
– Но разве
есть другая дорога, кроме той, по которой идут те счастливые дети?
– Ах, нет,
той дорогой не идите. За мной идите!
– Но ты, как
и мы, идешь без дороги?
– Нет, здесь
есть дорога... Идите... со мной фея.
– А, глупый
ты мальчик, мы устали и так, мы есть хотим... Есть у тебя хлеб?
– У меня есть
книжка счастья.
– О, да он
совсем глупый... затопчем его в грязь с его глупой книжкой!
– Хочешь,
улетим? – наклонилась к мальчику фея.
– Нет, не
хочу... Они затопчут меня, но ведь книжка останется здесь... Это хорошо,
милая фея, и ты того, кто подымет ее, не правда ли, поведешь дальше? Мальчик
не слышал ответа: злые дети уж бросились на него и, повалив, топтали его в
грязь. И когда совсем затоптали, все были рады и прыгали на его могиле. Они
думали, что затоптали и мальчика, и его книжку. Но книжку нашли другие и
пошли дальше, а когда все ушли, фея вынула мальчика из грязи, обмыла его и
отнесла в замок к царевне. Он не
умер, он спит там в замке рядом с царевной, и ему снятся хорошие сны. Добрая
фея рассказывает их ему, когда прилетает с грязной и темной дороги, по
которой хоть тихо, а все идут и несут книжку счастья в заколдованный замок. И когда
принесут наконец книжку – проснутся царевна и мальчик, погибнет злой
волшебник, а с ним исчезнет и мрак, – и увидят тогда люди, что для всех есть
счастье на земле.
« назад, в читальный зал
|