« назад, в читальный зал

     Олег ПОМОЗОВ  

   РАССВЕТ НАД ИСКЕРОМ.
  Образование, культура и самосознание сибиряков в XVII – нач. XIX века
  (от Ермака до Сперанского)

Пролог

                                                       …Собирая пресветло православных  лики союзом духовным.
                                                         
       С. У. Ремезов. Летопись  Сибирская

     В октябре 1581 года отряд Ермака, прошедший с боями от реки Чусовой до Тобола, вплотную приблизился к столице Сибирского ханства, городу Искеру. Хозяин этих территорий татарский царь Кучум решает тогда собрать в единый кулак все оставшиеся у него воинские силы и дать последний реши- тельный бой русским казакам у Чувашского мыса (недалеко от нынешнего Тобольска). Зде сь он приказал сделать засеку, у подножья возвышающейся над мысом Алафейской горы расположил свои войска, командование которыми поручил царевичу Маметкулу, а сам взошел на самую высокую точку горы, чтобы наблюдать оттуда за ходом всего сражения. Русские войны во главе с Ермаком подошли к Чувашскому мысу 23 октября, но, увидев огромное, в несколько раз превосходящее их союзное войско татар, вогулов и остяков, возроптали и, не надеясь на победу, стали подумывать о том, чтобы отступить и вернуться туда откуда пришли – за Урал-Камень. Однако, собравшись с духом и уповая на Божью помощь, они всё-таки решили дать сражение и победили.
     Вот как всё это описывает «Сибирская  летопись» (Строгановская):

     Царь же Кучум о сем оскорбися и и опечалися вельми зело, и паки в недоумении мнозе бысть, и посылает во всю свою державу, по градом и по улусом, дабы к нему ехали во град на спомогание противу Русских сильных вой ополчитися; в мале же времени собрашеся к нему все множество воя его, князи, и мурзы, и уланове, и Татары, и Остяки, и Вогуличи и прочая языцы под его властию вси <…>

     Кучум повелел себе учинити засеку подле реки Иртыш под Чувашием, и засыпати землею и многими крепостьми утвердиша <…> Рустии же вои, атаманы и казаки, видевши такое поганых собрание <…> начаша размышляти в себе, и учини круг и совет благ сотвориша о том, и глаголаша друг ко другу: отойти ли нам места сего или стояти единодушно? Инии начаща мыслити и глаголати, лутче бы нам было, аще отъидем от них в отход; а инии же супротив глаголаху жестостию твердо: «О братия наша единомысленная, камо нам бежати?» Уж е осени достигшу и в реках лед смерзается, не дадимся бегству, и тоя худые славы себе не получим, ни укоризны на себя не положим, но возложим упование на Бога; не от многих бо вои победа бывает, но свыше от Бога помощь дается; может бо и безпомощным Бог помощи <…> И всем совет им бысть благ. И уже нощи прошедши свитающу дневи, и солнцу просиявшу просвешися облак светлым блистанием, Ермак же о деле своем зело печашеся, и рече дружине своей со слезами: «О друзи и братия! Помолимся Богу и пречистой его Богоматери, и всем небесным силам и угодникам его <…>». И изыдоша из городка на бой месяца Октября в 23 день <…> и вси вкупе, как единеми устами глаголаху: с нами Бог! И паки: Господи, помози нам рабам своим. И начаша приступати к засеке мужественно и сурово зело; и бысть с погаными брань великия.

Глава первая
Племя Ермака –
племя первопроходцев

Сибирь является колонией, куда                  
славянский народ пришел создать               
себе новую, лучшую жизнь.                             
Г. Н. Потанин. Сибирь перед лицом     
русской литературы
.                             

     26 октября 1581 г. всем известный Ермак Тимофеевич захватил и разграбил город Искер, столицу Сибирского татарского ханства .Руины этого города постепенно стёрло время и теперь о нём напоминает лишь так называемое «Кучумово городище» или «Кучумов холм », стоя-щий на берегу Иртыша у места впадения в него реки Сибирки, от которой тоже теперь осталось в качестве напоминания (или предостере-жения?) лишь её пересохшее русло. С этой даты и с этого места и начинается, собственно, русская история Сибири, история её завоева-ния, освоения и, увы, превращения в нещадно экс- плуатируемую сырьевую колонию некогда великой Россий- ской империи, которая и сама, после своего распада в 1991 г., превратилась вместе с Сибирью в сырьевой придаток новой мегаимперии – империи мирового нео-глобализма.
     Валентин Распутин («Сибирь, Сибирь…») писал:
     «С Борисом Эрнстовым, научным сотрудником Тобольского краеведческого музея и знатоком тобольской старины, мы отправились взглянуть на Искер. Давно нет уже этого города, татарской столицы Сибири на берегу Иртыша, ставки Кучума, откуда управлял он своими владениями и куда свозил богатую дань. Города нет, но хотелось посмотреть хот ь на место, гд е он стоял, представить, как стоял, откуда входил в него Ермак, что перед собой видел. И хотя знал я, что Иртыш (землерой с тюркского) подмывает и Кучумов холм , что, вероятней всего, мало что от него отсталость, но и это “мало” не терпелось увидеть.
     По Иркутскому тракту мы проехали мимо Ивановского монастыря, поставленного первой постройкой в середине XVII века, миновали вдоль полей ещё несколько вёрст и перед лесной полосой остановились. Иртыш остался справа, за полями. Дороги туда нет, нет нигде и упоминания об Искере. Мы прошли по лесной меже. От реки Сибирки, подходившей к Искеру, теперь только урман и остался, в котором было русло. Он повернул круто влево, а мы направились через незасеянное поле напрямик к Иртышу. И когда вышли – будто вознесло нас, и далеко-далеко, вёрст на тридцать, открылось его подолье в зелени и старицах, островах и низких берегах. Перед такой картиной с особенной печалью чувствуешь свою немоту, это восхищение не имеет языка.
     По высокому берегу Иртыша и подошли мы к крутому оврагу, за которым вздымался Кучумов холм. Историк Миллер два с половиной века назад застал здесь пятьдесят сажен в ширине холма, тобольский краевед и художник М. С. Знаменский сто лет назад намерил лишь пятнадцать сажень. Ныне ушло под воду и начало их замеров. Знаменский пил из Сибирки студеную воду, стоял над знаменитым Кучумо-вым колодцем, отрытым на случай осады. Сегодня всё кануло в преисподнюю. От холма осталась уже и не часть его, а понижение к Сибирке с северной стороны. Как время сносит события, так ветер и вода – место этих событий на земле, и чем громче и ярче прозвучали они в истории, тем безжалостней результат».
     С основанием Тобольска, первой столицы русской Сибири, Искер обречён был на гибель, «Иртыш лишь исполнил приговор». «Какая судьба теперь в XXI веке ждёт Тобольск, Тобольск не только как город, но и как исторический символ нашей Сибири?» – спрашивает сам у себя и у нас с вами В. Распутин. «Неужели явятся люди, которые поставят новый град и отдадут Тобольск Иртышу или какой-нибудь иной силе? Или они уже пришли, молодые и энергичные, без груза памяти на этой земле, и встали под боком Тобольска, тесня и тесня его к обрыву? Пятнадцать вёрст считалось от Искера до Тобольска… Что ждёт тебя, Тобольск, громкая, славная старая столица Сибири?! Достанет ли у нас сил, мужества, убе- дительности, памяти и доброй воли, чтобы тебя отстоять?»…

Князь Гагарин

     Первым, кто практическими мерами попытался отвести от Тобольска опасность, угрожавшую ему со стороны реки, но только не Иртыша, а Тобола, был князь Матвей Гагарин. Именно он, будучи губернатором Сибири в эпоху Петра Ве- ликого, используя подневольный труд взятых в плен под Пол- тавой шведов, планировал отвести русло Тобола подальше от стен Тобольского кремля. Но не уберегла судьба того нашего губернатора-радетеля, с самой известной на весь мир русской фамилией, пав жертвой, по большей части злых наветов, он окончил свою жизнь на виселице. Один из пленных по фамилии Страленберг, получив свободу после окончания Северной войны и вернувшись назад в Европу, опубликовал там несколько своих научных трудов, в которых утверждал, что князь Матвей Гарин пытался отделить Сибирь от России, наградив его тем самым званием первого сибирского «сепаратиста».

Сибирь-Кашлык

     К Гагарину мы ещё вернёмся, а теперь вот что – наше мировое всё, древнегреческий философ Платон («Законы») писал: «Ну, а каким же надо представлять себе это будущее государство? …Имя оно получит скорее всего от способа своего основания или от места, от реки (курсив мой. – О. П.), от источника либо от богов той местности, гд е оно будет основано, ведь вновь возникающее государство приобщится к их славе». Следуя предположениям великого афинянина, надо полагать, что именно небольшая речушка Сибирка и дала имя нашей стране. Первоначально же, ещё в доермаков- ский период, те земли, что лежали за Урал-Камнем, назывались в русских летописях Югорскими, или просто – Югра. Слово «Сибирь» появляется в русских летописях лишь в начале XV века, в связи с кончиной хана Тохта-мыша, того Тохтамыша, того самого, что во времена Дмитрия Донского спалил Москву, но потом был убит где-то в «сибирских землях». Сибирь-Кашлык – это ещё одно название татарского Искера, может быть ещё более древнее, автохтонное.
     Территория, включавшая эти земли, а также казахские и приволжские степи, в начале XIII века вошли в состав импе рии Чингиз-ха-на и достались в удел Джучи – старшему сыну великого завоевателя, а непосредственно Кашлык со временем перешел во владе-ние Тукаю, одному из сыновей Джучи. Его потомки до 1406 г. (до смерти Тохтамыша) владели землями образовавшегося здесь Тю-менского ханства и собирали дань с местных охотничьих племён вогулов (манси) и остяков (хантов). В XV веке империя Чингизидов, включавшая в себя Китай, Сибирь с Казахстаном, Среднюю Азию и восточнославянские земли, прекратила своё существование.
Из Китая монголы были изгнаны в результате восстания Красных повязок, территория современной Центральной России после Ку-ликовской битвы в течение ста лет собственными силами её народа была освобождена из-под власти наследников Чингиз-хана, бе-лоросские и малоросские (украинские) земли в этот же период отвоевало у монголов Великое княжество Литовское. Ну и, наконец, туркестанские (среднеазиатские) земли перешли во владение местного уроженца Тимура (Тамерлана). После этого туркестанцы
начали распространять свою власть и на Сибирь, сначала в Кашлык и прилегающие к нему города стали захаживать со своими караванами бухарские купцы, потом сюда пожаловали мусульманские проповедники, ну а вслед за ними, уже на идеологически подго-товленную почву начали наведываться различного рода вооруженные авантюристы в поисках воинской славы и политичес-кой власти.
     Г. Н. Потанин («Завоевание и колонизация Сибири») писал:
     «Сюда убегали недовольные из соседних туркестанских оседлых государств как простые люди, так и принцы, и нередко какой-ни-будь способный авантюрист сплачивал вокруг себя значительную шайку удальцов, с которой и делал набеги на оседлые местности, сначала для грабежа, а потом и для завоеваний, – набеги, кончавшиеся иногда основанием новой и сильной династии. Вероятно, такими-то удальцами и были основаны первые зародыши татарской, собственно туркестанской колонизации в Сибири.
     Сначала возникло несколько отдельных княжеств. Одно из них, самое древнее, было Тюменское, другой князь жил в Ялуторов-ске, третий в Искере. Вдоль рек была заложена прочная колонизация из татарских поселений. В поселениях, бывших резиденциями князей, были устроены крепости или городки, в которых жили дружины, обязанные собирать князю дань с окрестных бродячих племён. Эти колонисты положили начало земледелию и ремеслам. Из Туркестана являлись сюда хлебопашцы, кожевники и другие мастера, а также купцы и проповедники ислама. Муллы принесли сюда грамоту и книгу. Отдельные князья, конечно, не жили между собою мирно; время от времени, появлялись между ними личности, стремившиеся объединить край под своею собственной властью.
     Первое объединение удалось совершить князю Едигеру. Тотчас же это новое царство сделалось известно на западной стороне Урала <…> в 1555 г. явились в столицу Московского государства первые сибирские послы. Может быть те дары, которые были привезены в Москву, указали на богатство Сибирского края пушниной, и тогда же явилась мысль завладеть этим краем. Участь Зауральского края в умах московских государственных людей была решена; московский царь стал сноситься, путем посольства,
с Сибирью. Едигер признал себя данником, и ежегодно присылал по тысяче соболей. Но эта дань была внезапно прекращена. Степной наездник Кучум, с толпою татарской орды, напал на Едигера и завоевал его царство. Разумеется, московские воеводы заставили бы и Кучума признать московскую власть, но их предупредила банда вольницы, под предводительством Ермака».

      « назад, в читальный зал