НАВИГАТОР №21 (636)
30 мая 2008 г.
Стихи, похожие на
теоремы
20 мая в арт-клубе «НИИКуДА» состоялся вечер физика и лирика в одном
лице Владимира ЗАХАРОВА.
«С начала учебы в университете у него было две любви – физика и поэзия. Ни
та, ни другая любовь не осталась безответной», -так сказал о нем во
вступительном слове председатель поэтического клуба НГУ
Иван Воробьев.
Вспоминаю как всегда
эмоциональное выступление Жириновского, сетовавшего на то, что не родит,
мол, больше земля российская новых пушкиных и маяковских. Хочется вступить в
заочный спор с видным политиком и спросить: даже в случае их появления, кому
они нужны сегодня? Еще со времен Ломоносова человек, посвятивший себя
поэзии, имел сильнейшую мотивацию развивать в себе этот дар: в обмен на свои
шедевры талантливый поэт получал славу, уважение и средства к существованию.
Тот же Маяковский в тяжелейшие для России годы великих перемен, когда,
казалось бы, было явно не до вдохновенного рифмования строчек, был
востребован именно и только как поэт и художник.
В
XXI
век российская поэзия вошла убогой, гремящей культяпками нищенкой со следами
былой красоты. Пожалуй, нет в современной России искусства, которое
потерпело бы более сокрушительное поражение на гребне экономических реформ.
Короля делает свита, поэта -народ. И когда поэтов нового века не знают- ни в
лицо, ни по имени – складывается устойчивое впечатление, что их просто нет.
Знамя праотцов упало наземь, никем не подхваченное.
Живым подтверждением моих слов стал поэтический вечер в «НИИКуДА». Под
периодический шум сифона и миксера за барной стойкой, под цокот каблуков
официанток, в окружении уже немолодых слушателей, читающих меню, которое
из-за уровня цен можно воспринимать только с позиций качественной
литературы, в тусклом свете софитов, на фоне аляповато закрашенной багровой
стены выступал один из старожилов Городка, давно переросший его и уехавший
за лучшей долей в столицу нашей Родины. Автор названия легендарного клуба –
«Под интегралом».Академик. Бывший директор Института теоретической физики
им. Ландау. Лауреат Государственных премий и обладатель медали Дирака. Член
Союза писателей.
Речь Владимира Евгеньевича Захарова, перемежаемая стихами и
нетеатральными паузами, не связанная в единое повествование, похожа на
рассыпанный набор воспоминаний, фактов, явлений, мыслей, планов на
будущее...
«Когда мне было лет десять, я написал стихотворение, восхваляющее
Сталина. Стихотворение понравилось моему отцу, он переписал его и отослал в
«Пионерскую правду». Оттуда пришел ответ: стихотворение хорошее, но написано
недетским почерком и передает недетское ощущение – есть большие сомнения в
том, что это действительно написал ваш сын. Я воспринял такую оценку как
комплимент».
«Хорошо помню, как летом 1961 года сел в поезд «Москва-Новосибирск»,
потом ехал трое суток, выходил на станциях, наблюдал... Именно в этом поезде
пришла отчетливая мысль: когда приеду в Академгородок, я буду серьезно
писать стихи. Так и получилось».
«Сейчас Гена (Геннадий
Прашкевич. – С М.) составляет новую книгу, которая будет включать наши
неопубликованные ранее стихи начала 60-х годов...
В то время сама мысль напечатать стихи иногда возникала, но для этого
нужно было идти к редактору, а редактор представлялся нам пастью
здоровенного чудовища, у которого с зубов каплет яд».
«Стихи в некотором роде похожи на теоремы: такое же интуитивное ощущение
– ошибочно или нет. Есть какой-то внутренний критерий, который тебе
совершенно четко говорит, можно так написать или нельзя. В этом смысле
«свободный» стих -
совсем не свободный, а более жесткий и требовательный к, автору.
В рифмованном стихе халтурить значительно легче: можно создать структуру,
костяк, а середину заполнить менее обязательными словами. В верлибре же
каждое слово значимо».
«Тема войны, тема ее грядущей неизбежности преследовала меня всю жизнь:
Окончись, время, голубицей.
Скорей начнись, начнись, война!
Чтоб всюду хвастались убийцы.
Как и в иные времена.
Чтоб всюду сладкий бред распада
На слизь и серые комки,
И страшный грех один – пощада,
А все иные – пустяки.
Шумит, гудит в дыму холира,
Народу стало до хрена.
Народ давно устал от мира.
Скорей начнись, начнись, война!
Тогда абсолютно все это стихотворение осуждали, но нашелся один человек,
который его, наоборот, похвалил, и его мнение перевесило для меня все
остальные. Звали этого человека Фазиль Искандер».
«Я всерьез верю в то, что поэзия обладает некой провидческой силой и
возможностью нечаянно предсказывать будущее, которое самому поэту непонятно
и неизвестно».
К большому сожалению, просьбу рассказать что-нибудь о первых годах жизни
«Под интегралом» автор проигнорировал.
Закончился грустный вечер поэзии, ушедшей со стадионов в глубокое
подполье, иронически-оптимистическим стихотворением «Захаров»:
От кикимор
Я защищен уже тем, что священник
Называет меня
Раб Божий Владимир,
И еще,
Я признаться решуся,
Была одна дева,
Называла меня Вовуся...