Русская лирика

  Дмитрий СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ

    РУССКАЯ ЛИРИКА.
 
Маленькая антология от  Ломоносова до Пастернака.

      «Антология» составлена известным русским литературоведом Д. П. Святополк-Мирским в период его жизни и работы в эмиграции в Лондоне. Была издана в Париже в 1924 году. Книга содержит также обстоятельное предисловие составителя и детальный комментарий к каждому из включенных в «Антологию» поэтов. Книга вы-ражает оригинальный и непредвзятый взгляд на всю историю русской поэзии с XVIII века по 1924 год, включая советских поэтов начала 20-х годов. Российскому читателю «Антология» практически неизвестна.
       Книги-автографы – не такая уж редкость в современном книгопечатании, но все же – экзотика. Чаще всего это чьи-то рукописные альбомы, изначально для тиражирования не предназначавшиеся, но изданные потом типографским способом (например – «Чукоккала»). Но бывали случаи, когда появлению такой книги способствовали совершенно особые обстоятельства места и времени. И они сами по себе (помимо собственно «автографичности») представляют интерес для любителей отечественной литературы. Особенно, если учесть, какие яркие имена поэтов и художников собраны здесь под невзрачной самодельной обложкой: К. Бальмонт, С. Есенин, В. Иванов, Рюрик Ивнев, В. Каменский,
П. Кончаловский, А. Луначарский, А. Мариенгоф, А. Моргунов, Б. Пастернак, Н. Розенфельд,
И. Рукавишников, С. Светлов, В. Шершеневич, Г. Якулов. Такова книга «Автографы» 1919 года.

       Предлагаемая книга содержит репринтный вариант издания 1924 года.

Читайте отрывок из книги в нашем  "Читальном зале"

 

      Антология, составленная талантливейшим русским литературоведом и критиком в эмиграции,
в Лондоне, для студентов “Школы славянских исследований”, издавалась в Париже в 1924 году. Она предваряется объяснением позиции составителя, представившего русскую поэзию “цельным внутренне логичным единством, в котором и ломоносовский Иов, и гитара Аполлона Григорьева, и есенинский жеребенок являются необходимыми и взаимно обусловленными подробностями”.
     Заключается книга “учебником”-комментарием, в котором о каждом из включенных в нее поэтов рассказано самое главное: роль в литературе, биографические вехи, черты поэтики – о ком-то в нескольких строках, о ком-то на полторы-две страницы. Репринтное переиздание 2010 года снабжено послесловием Е. Белодубровского.

Анна Кузнецова

Журнал «Знамя» 2011, № 6

    « назад, на стр. "Наши книги 3"