ИГРЫ ЛЮДЕЙ

 

Тамара Воронина. «Игры богов». Изд. «Свиньин и сыновья», 2008.

 

Имя Тамары Ворониной пока ничего не говорит читателю. Это, впрочем, не потому, что пишет она на известные темы, а скорее потому, что в разливанном нынешнем море фэнтези, построенных по самым стандартным образцам, легко утонуть даже своеобразной и талантливой книге. И будет жаль, если книгу Ворониной не заметят. Стремительное распространение персональных компьютеров привело людей к еще одному – и весьма эффективному – способу убивания времени: к компьютерным играм. Можно выбрать любой сюжет, можно выбрать игру тактическую или стратегическую, можно выбрать нечто романтическое или откровенный ужас – никаких проблем. Читателей становится все меньше, геймеров – игроков – все больше. Технология не терпит простоев, издатели идут все дальше: если раньше популярные романы и рассказы перекладывались на сценарии  – сперва для фильмов, потом для компьютерных игр, теперь стремительно нарастает другой процесс: увлекательные игры перекладывают в книжки. Может, потому, что человек, пока еще не имеющий своего компьютера, все равно жаждет приобщиться к играм. В Москве и в Питере давно появились авторы только тем и занятые, что перекладывают сюжеты популярных компьютерных игр в книги, среди них можно назвать достаточно известные имена: Алексей Калугин в Москве, Андрей Лазарчук в Питере. Теперь Тамара Воронина – в Новосибирске.

Плохо это или хорошо?

И хорошо, и плохо.

Хорошо потому, что издатель в итоге продолжает издавать бумажные книги, которые можно листать, в которые можно вдумываться, а человек, купивший такую книгу, попадает в мир игр, не приобщаясь к компьютеру. А плохо потому, что основной вал этой продукции все же вторичен, интересен на час, не больше.

Но такова структура текущего момента, как говорил классик.

Серии, выходящие из-под пера Олди, Валентинова и прочих, бесконечны. В силу похожести их мало кто уже различает, а в силу легкости и бесформенности, не требующей работы ума, читатель все еще покупает такие книги. И дай Бог, чтобы в руки им пришла повесть Тамары Ворониной «Игры богов».

«От стен к ним двинулись тени. Просто тени. Не бесформенные клубы тьмы, с какими они столкнулись однажды в подземелье, а отчетливые тени солдат в доспехах, с мечами наперевес. «Ой, мама, – прошептал Лумис, – это рано». Пламенный меч проходил сквозь надвигающиеся тени, как сквозь воздух. С тем же успехом пролетали сквозь них стрелы. И только оба посоха прореживали ряды врагов. Но было их много. Так много, что двое не могли справиться. Может, руны? Март вытащил свои кинжалы – и правильно. Тени шарахались от рунных лезвий, беззвучно кричали, и Марту казалось, что этот крик режет ему уши. Он кружился, расставив руки, словно в безумном танце, чувствуя холодок, когда его пальцев касалась темная тень».

Мы уже читали такое.

Но Тамара Воронина умеет строит сюжет.

И еще она впечатлительна и непосредственна, в отличие от авторов бесчисленных фэнтезийных сериалов. Там профессионалы, и они никогда не употребят вот это живое: «Ой, мама». Поэтому в книжку Ворониной невольно втягиваешься и начинаешь следить, чем же закончится история двух замечательных каторжан, добьются ли они того, чего, в сущности, не каждый герой таких книг заслуживает.

Заслужат.

Эльфы получат свое и люди получат свое.

Не будем расшифровывать, что за этим скрывается.

Сама писательница признается: «Со всякими проблемами всю жизнь борюсь одинаково: когда мир вокруг перестает меня удовлетворять (что, в общем, почти перманентно), я придумываю другой и ухожу в него. Я не сочиняю свои фэнтези, я живу в них».

Заслуга Тамары Ворониной, то, что вводит ее текст в общедоступное обращение – прочитывается в самом конце повести. Компьютерная игра кончается, игрок выключает компьютер. Книга заканчивается, ее ставят на полку и чаще всего забывают. Но в тексте Тамары Ворониной где-то к середине повести возникает шекспировская строка – ключ, который я не стану приводит, потому что он раскрывает многое. Зато концовка повести не банальна. «Игра богов окончилась. Игроки ушли. Наверное, станут рисовать картинки и создавать другой мир. Скажем, воевать во второй мировой… Мировая война? Это как? Это когда воюют все со всеми?.. Ох, доиграются когда-нибудь, уничтожат самих себя».

Раскрывает ли это глаза на то, что ты в этом мире – геймер? И если раскрывает, то может ли такой геймер стряхнуть с себя очарование виртуального мира и вновь нырнуть в море живых человеческих страстей?

Наверное, у Тамары Ворониной это не единственный мир.

Будем ждать, появятся ли другие ее книжки? Раскроется ли несомненный талант автора?

 

Л. Куренев, Москва.