ТИКВА. Одесса № 521 (26) 28 июня 2006 г.
http://tikva.odessa.ua/newspaper/?number=521&page=13

 

НОВАЯ КНИГА
СЛЕД В СЛЕД, ОРИЕНТИРУЯСЬ ПО СОЛНЦУ…


"…А дело было так: сидели мы в фотолаборатории Одесского литературного музея. И вдруг (обычно это слово "вдруг" существует для нагнетания интриги, но то, о чем я рассказываю, – чистая правда) раздался стук в дверь. Человек за дверью, совершенно незнакомый, спрашивал Каракину, то есть меня. Пришлось мне выйти в коридор к неизвестному посетителю. Там, в полутемном коридоре, у полуразваленного канцелярского стола, состоялся у нас разговор, похожий на сказку.
– Хотите написать книгу?
– Книгу? О чем?
– Об одесских авторах".

Это – отрывок из статьи Елены Каракиной, ученого секретаря Одесского литературного музея. Статья под названием "Пролог к недописанной книге" была опубликована в нашей газете ни много ни мало – семь лет назад, в сентябре 1999-го. Напомню вкратце, о чем шла речь: книга об одесских авторах 1920-х несколько лет числилась в планах Литмузея, но повседневная рутина и тысячи бытовых мелочей мешали воплощению этого замысла. И вдруг – появляется незнакомец, который говорит: "Пишите". Обещает заплатить гонорар и издать написанное. А когда некоторое время спустя Елена Александровна жалуется заказчику (назвавшему, кстати, только свое имя, без отчества и фамилии), что работа без компьютера продвигается очень медленно, – обещает еще и компьютер.

"Действительно, через неделю мне его принесли. С принтером. Путей к отступлению не было. Я взяла отпуск на работе и засела за книгу. К весне четвертая часть задуманного уже вылилась в более-менее приемлемую литературную форму. Я ее (четвертую часть) прилежно напечатала и приготовилась отдать на суд потенциального издателя. Но с весны рукопись лежит в моем кабинете. За ней никто не пришел…"

И тогда было решено опубликовать написанное в газете "Ор Самеах", штатным автором которой была в то время Елена Александровна Каракина. "Чтобы, – пишет она далее в "Прологе…", – читатели сразу могли оценить, стоит книга того, чтобы выйти в твердой корочке и с картинками, или не стоит. Потому что книга должна быть не только написана. Она должна быть прочитана. Иная форма ее существования бессмысленна".

С того момента наша газета начала публиковать главы книги "По следам "Юго-Запада" – об одесской литературной школе и ее ярчайших представителях: Исааке Бабеле, Валентине Катаеве, Илье Ильфе, Евгении Петрове, Юрии Олеше и др. Об одесских поэтах и писателях, которые "именовали себя, ориентируясь по солнцу: "Юго-Запад".

Было ясно: книга "стоит того, чтобы выйти в твердой корочке". Только, похоже, без вести пропавший издатель, подтолкнувший автора к написанию и оставивший в наследство компьютер, был последним человеком в Одессе, готовым профинансировать издание.

Нельзя сказать, что труд Елены Каракиной оставался недоступным заинтересованному читателю: была публикация в "Ор Самеах" (в 1999 – 2000-м), затем кто-то разместил "По следам "Юго-Запада" в Интернете… Но книги – не было.

И вот спустя годы история с издателем-меценатом повторилась. С той разницей, что на сей раз "пришелец" не был безымянным, не потерялся и обещанное выполнил. Он прочел "По следам "Юго-Запада" в Интернете, связался с Еленой Каракиной и предложил издать книгу. И она вышла. В твердой корочке. С фотоколлажами Георгия Исаева и иллюстрациями. Издательство – "Свиньин и сыновья" (Новосибирск).

Да, книга об одесской литературной школе издана в Новосибирске. Почему именно там? Ответом, думаю, можно считать информацию, размещенную на сайте издательства "Свиньин и сыновья": "Главная цель создания издательства – способствовать снижению образовавшегося на книжном рынке Новосибирска дефицита серьезной и качественной литературы (художественной, познавательной и др.) по сравнению с литературой развлекательной (детективы, "дамские романы") и спекулятивно-пропагандистской (с рецептами похудания, быстрого обогащения и правильного поведения "по гороскопу")". Далее главный редактор издательства Геннадий Прашкевич и генеральный директор Владимир Свиньин пишут: "На наш взгляд, одна из главных целей образования и воспитания – научить людей читать. Причем не тексты рекламных объявлений, рефераты сочинений или даже учебники, а именно книги, литературу. Такому чтению принадлежит едва ли не основная роль в формировании в человеке личности. Здесь вполне уместны такого рода сентенции, как "скажи мне, что ты читаешь (читал, предпочитаешь читать), и я тебе скажу…".

Остается только поблагодарить (заочно) людей, выпускающих не просто книги, а Литературу. Спасибо им, отыскавшим в дебрях Сети каракинский "Юго-Запад" и оценившим этот труд. Глупо восторгаться интересом новосибирских издателей к книге об Одессе и одесской литературной школе – творчество Олеши, Бабеля и Катаева одинаково ценно для русскоязычных "книжных людей" в любой точке мира. Просто странно держать в руках стопроцентно одесскую книгу, выпущенную в Новосибирске. Странно… Впрочем, сама книга написана именно об этом – о поэтах и писателях, родившихся, выросших, творивших в Одессе, но прославившихся только после того, как покинули этот город. Того же Эдуарда Багрицкого в Одессе издали всего один раз. И произведения Михаила Жванецкого выходят в основном не здесь… Вот и книга о них, об одесской литературной школе в полном, буквальном соответствии со своим названием "пошла по следам" своих героев… Родилась в Одессе, а состоялась вдалеке от родины – в Новосибирске.

Итак, "По следам "Юго-Запада". Не сухое краеведение, не псевдобиографические рассказки (каких сейчас выпускается множество), а яркое, эмоциональное повествование о городе, взрастившем плеяду великих писателей. Не литературоведческий анализ (при всей правильности последнего слова, оно отталкивает своим медицинским смыслом, кажется холодным, как скальпель, предназначенный для препарирования), а живые размышления о людях и книгах, составивших истинную славу Одессы. Е. Каракина создала не галерею парадных портретов, а масштабное полотно, где портреты вписаны в пейзаж. На мой взгляд, книга "По следам "Юго-Запада" созвучна популярному произведению Петра Вайля "Гений места". С той разницей, что Вайль, при всем таланте, повествуя о многих городах мира и их талантливых уроженцах, не может быть в них так влюблен – во всех одновременно, как Каракина в Одессу, в Бабеля и Жаботинского, Ильфа и Петрова, Олешу и Катаева…

"По следам "Юго-Запада" – литературное лакомство. Но, боюсь, его вкус не понять тем, для кого единственной пищей являются консервы Брауна и карамельки Донцовой. Кто вырос на голодном пайке нынешней школьной программы по литературе. Кто живет в Одессе, не зная вкуса и аромата ее литературных яств. У многих это получается. Причем даже у тех, кто избрал Слово своей профессией. Так, на презентации книги "По следам "Юго-Запада", состоявшейся в Золотом зале Одесского литературного музея, горьким впечатлением поделился известный краевед и писатель Александр Розенбойм: недавно он беседовал с выпускницей филфака, которая не читала "Золотого теленка"… Впрочем, как пишет Елена Каракина, "имеющие глаза – читают, имеющие души – отзываются прочитанному". Ей вторит ее коллега, заместитель директора Одесского литмузея по научной работе Алена Яворская, которая выступала на презентации последней: Одессу хоронили неоднократно. Да практически непрерывно, едва ли не все двести лет истории города! Поводы для пессимизма есть всегда. Как и для оптимизма. Последнему доказательство – книга "По следам "Юго-Запада".

…На полосу песка набегают волны. У самой воды – печатная машинка. Старенький "Континенталь" с заправленным в него желтоватым листом бумаги. На песке нет ничьих следов. На прибрежном песке следы не живут долго – их слизывает море.

Когда-то верилось, что гении оставляют в мраморе истории отпечатки, уничтожить которые – невозможно. Но мрамор порой оборачивается песком, и самые глубокие следы стирают волны времени. И так важно, чтобы кто-то шел в том же направлении, ступая след в след, ориентируясь по солнцу…

Римма БЕРЕЗЕНКО.