Давид Константиновский
В сибирских городах деревья – не просто украшение. Не только декорацией к
жизни Новосибирска оказался бульвар, протянувшийся посреди Красного
проспекта. Здесь дерево – символ. Достаточно самого первого, самого малого
тепла, чтоб оно зазеленело. Полные молодой силы листья щедро появляются на
свет, за немногие жаркие дни они успевают впитать в себя столько солнца, что
в конце концов перенимают его краски. Мороз ударяет внезапно, и многие
листья так и остаются на деревьях. Зимой стволы и ветви покрывает убор из
инея и снега: тут и цветы искрящиеся, и диковинные плоды. Круглый год, таким
образом, длится это чудо. В сибирском городе дерево – душа его, всегда живая
и прекрасная.
В шумном споре вокруг нового поколения больше бывало обвинений, чем логики,
больше брюзжания, чем надежд; а у молодых еще не находилось достаточно
аргументов, чтобы участвовать в разговоре полноправно. И вот раздался тот
самый – знакомый – негромкий, рассудительный, веский голос Елизаветы Стюарт:
Это мальчикам, с их шелухою словесною,
Это им
Немало лет промчалось с тех пор – целая жизнь прожита. Не стало поэтессы. Защита и поддержка бывают нашему брату нужны, но рассчитывать на них уже как-то совестно: самим, своим трудом следует утверждаться. А возвышать душу и обязывать – Елизавета Константиновна продолжает. Никуда не денешься, приходит и приходит то, о чем она писала: «Что ты можешь?» – спросит вдруг бессонница». В тяжкие ночи суда над собой, когда предъявляешь счет собственным работе и жизни, –невольно повторяешь пройденное другими. Не легче от сознания, что до тебя этот путь прошли и эти тяготы предсказали, так просто открыв свою душу. Но прибавляется уверенности и решимости. Можешь зажечь свет, достать томик стихов. А там уж сможешь и приняться за работу – идти дальше. В саду поэзии немало деревьев. Не сразу, не вдруг вырастает каждое. Первые листья-стихи дрожат на ветру времени, потом появляется более или менее густая крона; и если стихи настоящие, то не увянет эта листва, не опадет. Бумага только старится и желтеет, а слова, поставленные в строку талантом, остаются. Холод лет, суховеи, град, а также, скажем, читательское непостоянство либо переменчивость литературной моды – не обходят поэтическое дерево, они – часть его долгой судьбы, полной всяческих обстоятельств и превратностей, но существенно ни на что повлиять не могут. Уж если дерево взросло и устояло – жизнь его не прекращается, а краса не блекнет. Всякий лист, покуда он зелен, трудится без устали, сохраняя планету такой, чтобы мы, вместе с остальной природой, могли жить дальше. Каждый стих, если он подлинный, самим своим существованием борется за то, чтобы вселенную нашего внутреннего мира сберечь такой богатой, щедрой, разнообразной, какая дает нам возможность жить на планете не кем-нибудь, а людьми.
Бывает, откроешь случайно том, читаешь – и приходит в голову, что некоторые
весьма хорошие человеческие чувства пора уже, пожалуй, заносить в Красную
книгу. А между тем, утрата или хотя бы временное забвение пусть одного из
них – опасны. (Не меньше, нежели, скажем, потери в области генетической, о
чем ученые нас предупреждают.) Елизавета Константиновна Стюарт утверждала
право человеческой души на все прекрасное, что душе свойственно, и делала
это поэтично, но твердо, с такой аргументацией, которая разбила бы любые
возражения.
Что – роща То были годы, когда чаще и чаще встречалось новое, не совсем еще привычное буквосочетание: НТР. Одни повторяли его с восторгом, иные – чуть не как заклинание, а то с настороженностью и даже неприятием, порой резким; но все – с особым вниманием к тому, что оно означало; никто не оставался равнодушным. Наши споры – с чем идет научно-техническая революция к людям, как повлияет на суть человеческую, – были особенно остры: рядом с Новосибирском рос Академгородок. Глобальное, захватившее весь мир, и свое, свершавшееся рядом, –совместились, сложились в наших головах, захватили нас полностью. Сколько высказывалось крайностей инженерами, учеными, литераторами всех поколений! Как противопоставлялись гуманитарные ценности и технические достижения, стихи и формулы, лирики и физики! Чего только не говорилось в запальчивости нашей! Одно лишь, может, нас извиняет: мы не были единственными, да и первыми, кто так бурно реагировал на новые успехи знания. Позже я прочел у Баратынского: «Исчезнули при свете просвещенья поэзии ребяческие сны...» – и у других прекрасных, мудрейших литераторов тоже встретил много подобного.
Становилось, однако, очевидно: век столь смутившей умы НТР наступил, – что
бы вокруг ни говорили. Те, кто в силу профессии своей, рода занятий
оказывался, как называлось тогда, носителем НТР, своей работой в
определенной степени ее реализовывал (а было нас таких, конечно, очень
много), – радовались, когда Елизавета Константиновна примиряла полярные
позиции, утверждая, что союз, гармония возможны. Знакомый голос рассказывал,
как линия электропередачи смотрит на свое отражение в воде сибирского озера:
И в воде меж лилий
Стюарт, вместе с тем, не успокаивала. И в целом стихотворении, и в
одной–двух строках можно было прочесть: то, что входит с НТР в нашу жизнь,
станет сочетаться с нею сложно, а может, и противоречиво.
Будет все нежней и все железней ...И жить поэту молодым,
пока |